Главная Почта Поиск Карта сайта English version
версия для печати

Часть 4. ИНФОРМАЦИОННАЯ ГИГИЕНА И ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ

Глава из книги:

 

Еремин А.Л. Ноогенез и теория интеллекта. Краснодар: СовКуб, 2005. – 356 с.

 

http://a-eremin.ru/rus/

4.1. ОКРУЖАЮЩАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА

4.1.1. Информация как фактор окружающей среды

Известна классификация факторов окружающей среды (И. А. Воронков, 1997):

  1. Факторы неживой природы (абиотические или физико-химические) — климатические, атмосферные, почвенные (эдафические), геоморфологические (орографические), гидрологические и др.
  2. Факторы живой природы (биотические) — от растений (фитогенные), животных (зоогенные), микроорганизмов, грибов и др.
  3. Факторы человеческой деятельности (антропогенные) — прямое влияние (например, промысел) и косвенное — на местообитание (например уничтожение растительного покрова).

Структура внешней среды, как она представляется с гигиенических позиций, была предложена Н. Ф. Кошелевым (1978). При этом основные разделы гигиены формировались именно в соответствии с такой схемой классификации элементов и факторов внешней среды (Военно-морская и радиационная гигиена, 1998). Однако, на наш взгляд, указанная схема не свободна от некоторых недостатков. Так:

  1. Со времени разработки указанной схемы изменилось как количество знаний, в том числе эколого-гигиенических, так и социально-экономический уклад жизни в России, повлиявший на некоторые, ранее традиционные понятия, разрушив доминирование понятия «социальное», которые преобладают в схеме, сдвинув акценты к понятию «индивидуальное», что данная схема не отражает. В подтверждение этого, в современной литературе указывается на значение таких факторов среды, как «эндогенные влияния, связанные с возрастом, личностными особенностями человека, его психофизиологическими возможностями, уровнем профессиональной подготовки, степенью тренированности» (Военно-морская и радиац.гиг., 1998).
  2. В схеме смешаны понятия фактора (причины, движущей силы совершающегося процесса или одно из основных его условий) и метода, характера воздействия. Так, в схеме «природные факторы» подразделены на «механические, физические, химические, биологические». Но почему тогда в схеме «внешние (?) условия труда» или «одежда» не имеют такого подразделения, хотя известно, что они могут оказывать аналогичное по характеру воздействие на человека.
  3. В схеме нет понятия «техногенные факторы», а со времени разработки схемы человечество столкнулось с крупными техногенными катастрофами в Бхопале, Севезо, Чернобыле и др.
  4. В схеме не нашлось места «информации». Следует отметить, что в 70-е годы, когда разрабатывалась схема, только начали получать распространение компьютерные технологии. Кроме того, такие факторы в схеме, как «уровень образования», «уровень культуры», «социально-правовое положение» во многих основных аспектах оказывают воздействие на человека через информацию.

Кроме того, схема отражала «структуру внешней среды». Между тем, известны такие формулировки как: «окружающая среда» — среда обитания и производственной деятельности человека, которая включает условия труда, быта, отдыха и питания (Г. И. Сидоренко); «среда обитания» — комплекс взаимосвязанных абиотических и биотических факторов, находящихся вне организма и определяющих его жизнедеятельность (В. Ю. Литвин); «производственная среда» — часть окружающей человека среды, образованная природно-климатическими условиями и профессиональными (физическими, химическими, биологическими и социальными) факторами, воздействующими на него в процессе трудовой деятельности (С.В.Алексеев) (цит. по Е. И. Гончарук, 1990). Следует отметить появление термина «информационная среда общества» — совокупность информационных ресурсов, системы формирования, распространения и использования информации, информационной инфраструктуры (И. Н. Панарин, 1998).

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную экологическую среду. Между тем, в том числе и в связи с длительным не выделением «информации», как самостоятельного фактора окружающей среды, законодательное, гигиенически-нормативное обеспечение этого конституционного права в отношении информации пока отсутствует.

В связи с этим предлагается рассмотреть другую, дополненную концептуальную структуру окружающей среды и системы наук, связанных с ней (рис. 4.1).

Предлагаемая структура включает в себя 4 самостоятельные классификационные схемы факторов внешней среды: по их происхождению, по их качественным характеристикам воздействия, различным аспектам внешней среды, сферам жизнедеятельности человека и общества и традиционно сложившимся системам знаний. При этом, автор взял на себя смелость в структуре традиционных систем знаний экологии и гигиены найти место «информационной экологии» и «информационной гигиене».

Безусловно, что в условиях динамического развития науки данная схема в будущем может быть дополнена и усовершенствована.

4.1.2. Влияние развития информационно-технических средств на изменение окружающей информационной среды

Современные средства массовой информации. В телевизионных средствах массовой информации за 60 лет с момента появления телевидения количество телевизоров чрезвычайно выросло (М. Пайк, 1996). Человек имеет слабость к чувственным наслаждениям. В информации же, распространяемой через телевидение, есть такие захватывающие соблазны, как эротика, фильмы ужасов, боевики, детективы, приключенческие, многосерийные фильмы и пр. Человеческие несчастья взяты в качестве приоритета в информационных новостях, так как трагедия рассматривается как источник человеческих эмоций, стимулирующих зрительский интерес (Д. Кудряшов, 1997). Средства массовой информации, особенно кино и телевидение, переполнены сценами изощренного насилия, пошлости и непристойности, многократно усиленными спецэффектами и фантазией авторов. В документальных телевизионных программах зритель каждый день видит настоящую человеческую кровь, ужасные увечья и убийства, горы реальных трупов и последствия катастроф со всего мира. Между тем, пока не определено, какая по объему и качеству «массовая» информация для человека полезна, а какая вредна для его здоровья. Исследования по изучению положительного и отрицательного влияния «массовой» информации на здоровье людей позволили бы разработать рекомендации для средств массовой информации.

Для ограждения от возбуждающей информации лошадей на дорогах, человек изобрел шоры, которые надеваются на глаза «двигателю гужевого транспорта». Для того, чтобы ограничить излишнее поступление лучистой энергии, человек изобрел темные очки. Для ограничения же распространения эротической информации в ряде стран действует законодательство (ограничение мест продажи порно и эротической печатной продукции, мест и времени показа фильмов). Между тем, не определена четкая стратегия. Разработка государственной или международной стратегии в области возбуждающей информации могла бы способствовать профилактике отрицательного воздействия информации на здоровье населения через постоянное возбуждение двух основных групп, на которые разделено все человечество (мужчины и женщины), а также, через воздействие на неподготовленную часть населения (молодежь).

Современные информационные сети. Огромное количество телефонов дополнилось появлением их сотовых портативных аналогов. Из все возрастающего количества персональных компьютеров в 1996 году 9 миллионов были подключены к сети Интернет. К 2003 году количество Интернет пользователей достигло 0,7 миллиарда.

Новый Интернет-бум. Исследование компании Ipsos-Reid показало, что в 2003 году число пользователей Интернета в мире выросло на 7%. Это самый значительный прирост за последние четыре года. В 2000—2002 годах число пользователей Всемирной Сети увеличивалось, в среднем, на 2% в год. Прирост 2003 года был достигнут, в основном, за счет увеличения числа пользователей в Китае (плюс 37%), Германии (40%), Южной Корее (32%) и Японии (38%). Высокие темпы роста (25%) продемонстрировала Россия (учитывались только жители российских городов). При этом число пользователей в США неожиданно уменьшилось на 6%. Ныне наиболее активно пользуются Интернетом канадцы: 71% взрослого населения Канады выходит в Сеть хотя бы раз в месяц. В первую пятерку мировых лидеров также вошли Южная Корея (70%), США (68%), Япония (65%) и Германия (60%). В России Интернетом пользуется 10% городского населения.

По оценкам маркетинговой фирмы Nielsen/NetReitings, в декабре 2003 года в США в Интернет выходили почти 152,1 млн американцев (население США в конце 2000 года составляло 281 млн 422 тыс. человек). Наиболее посещаемыми сайтами американского Интернета в декабре стали портал Yahoo!, сайты корпорации Time Warner (в том числе, CNN), порталы MSN (принадлежит компании Microsoft), Интернет-аукцион Ebay и поисковик Google. (23 Января 2004 Washington ProFile ).

Отдельные авторы ссылаются на катастрофическую «замусоренность» мировых информационных депозитариев, что делает поиск «ценной» информации бессмысленным с точки зрения длительности и стоимости процесса. Кроме того, нет надежных технологических паролей, фильтров и барьеров для отсечения от Интернет «сумасшедших, бездельников, хулиганов, сексуальных маньяков, тоталитарных сектантов, изобретателей вечного двигателя и компьютерных вирусов, шпионов, специалистов по компьютерной очистке банковских счетов» (А. Волков, 1997). Специальный отдел Лондонской полиции весь 2000 год безуспешно вылавливал автора расистских рисунков размещаемых в сети Интернет.

В докладе Верховного Комиссара ООН по правам человека от 26 февраля 2001 года отмечаются случаи злоупотребления сетью Интернет и использования ее в незаконных целях: «детская порнография, ненавистнические заявления и использование сети Интернет расистскими группами для налаживания контактов и пропаганды своих идей и деятельности вызывают озабоченность». В Интернет накоплен определенный опыт по ограничению доступа, например, к некоторым порнокартотекам только для абонентов. Отмечается, что провайдеры сети Интернет могли бы многого добиться путем саморегламентирования. Определенное значение имеет и стратегия общественного порицания и политика нетерпимости к подобного рода информационной деятельности.

Очевидна необходимость дальнейшей международной стандартизации по производству, размещению, поиску, доступу информации, а может быть, Кодекс или Манифест Порядочности и международное законодательство по персональной, вплоть до уголовной, ответственности за производимую и распространяемую информацию.

В компьютерных базах данных по наукам и технологиям накоплено и готово к распространению огромное количество информации. Например, фирма STN International (The Scientific & Technical Information Network), располагающая штаб-квартирами в Германии, США, Японии, представительствами в 21 стране, имеет 197 баз данных, объединенных для удобства поиска в 50 тематических групп. Всего же в компьютерных базах данных STN накоплено более 150 млн документов. Большой объ-
166
 
Информационная гигиена и профилактическая медицина общественного здоровья
ем информации и сложности его обработки сказываются на качестве научного анализа и достоверности выводов, что может свидетельствовать о необходимости внедрения новых методов для увеличения охвата анализируемого материала на стадии его производства, систематизации для хранения и востребования. Возможно, с целью облегчения ориентирования человека в огромных объемах информации необходимо утверждение международной кодировки, изобретение новых емких научных алгоритмических языков, которые бы позволили зашифровывать полученные данные коротким алгоритмом, были бы доступны для машинной или ручной дешифровки и систематизации. Во всяком случае, специалисты по программированию уже размышляют над созданием следующего поколения баз данных (А. Волков, 1997).

4.2. ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИИ НА ЗДОРОВЬЕ

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.
Ганс Селье (1907—1982)

4.2.1. Отрицательное влияние информации на здоровье индивидуума

Согласно информационной теории «эмоция — это субъективная интегральная оценка мозгом двух факторов — потребности и вероятности ее удовлетворения, оценка вероятности достижения цели, которую индивидуум производит на основе врожденного и ранее приобретенного опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, имеющихся и прогностически необходимых для достижения цели (удовлетворения потребности)» (П.В.Симонов, 1981,1987). Термин «стресс» был введен в медицинскую литературу в 1936 году Г. Селье (H.Selye) и может расшифровываться как «неспецифический ответ организма на различные требования, предъявляемые к нему». Понятие «эмоциональный стресс» было введено Г. Селье и О.Леви (O.Loewi). В отличие от «классического» стресса, развивающегося на основе гипофизарно-надпочечниковых отношений, в основе эмоционального стресса лежат первичные изменения в области эмоциональной стороны психической деятельности индивида (К. В. Судаков, 1986). Наряду с термином «эмоциональный стресс» используется и термин «психологический стресс» (Ю. А. Александровский, 1993). Тезис XX века в здравоохранении «90% болезней от нервов» подчеркивает значимость стресса и его последствий в формировании заболеваемости и смертности.

В настоящее время доказано, что индивидуально- или общественно-значимая информация о потребностях и возможностях их удовлетворения, в соответствии с информационной теорией происхождения эмоций (П.В.Симонов, 1987), влияет на возникновение психо-эмоционального перенапряжения, развитие эмоционального стресса и его последствий в виде ряда заболеваний сердечно-сосудистой системы [гипертоническая болезнь (И. К. Шхвацабая, 1977), атеросклероз (П.С.Хомуло, 1982), ишемическая болезнь (Е.И.Соколов, 1987; CD.Jenkins, 1994), стрессорные повреждения сердца (Ф. 3. Меерсон, 1984), инфаркты, инсульты] — причина смертности №1 (I.Gyarfas, 1992), пищеварительной (язвенная болезнь) (Г.И.Дорофеев, 1986), иммунной систем организма (T.B.Herbert, 1994), иммунодефицит-ных состояний (Ф. 3. Меерсон, 1981) с поражением вилочковой железы и лимфатических узлов (Г.Селье, 1982), онкологических болезней (T.B.Herbert, 1994); а так же — на возникновение психических заболеваний (H.Nakajima, 1992), в том числе, инвалидизирующих психических расстройств (около 200 млн пораженных в мире), дисфункций поведенческого характера, таких, как тревожные состояния, депрессия, психосоматические нарушения (У.Г.Хольцман, 1987), повышение уровня травматизма (С.D.Jenkins, 1994) и количества самоубийств (A.Kerkhof, 1994).

Известна формулировка Всемирной Организации Здравоохранения: «здоровье» — это состояние психического, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Следует отметить выделение в современной литературе термина «психическое здоровье» — это не только отсутствие выраженных психических расстройств у индивидуума, но и состояние равновесия и гармонии между человеком и окружающим миром, обществом, наличие душевных, психических резервов по преодолению стрессов и затруднений, возникающих исключительных обстоятельств (Военно-морская и радиационная гигиена, 1998). Однако в формулировку «психическое здоровье» не входит наличие или отсутствие стресс-обуслов-ленных соматических заболеваний, их последствий и случаев смерти. Учитывая вышеизложенное, возможно, целесообразно различать информационно обусловленное здоровье. Информационное здоровье — это та часть общего состояния психического, физического и социального благополучия, которая формируется и зависит от информации.

Информация и психогигиена. По «информационной теории эмоций» П.В.Симонова (1987) эмоция возникает в результате оценки информации о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности, и информации о существующих средствах, которыми реально располагает субъект в данный момент. Известен ряд методов психопрофилактики стрессов при помощи различных информационных воздействий (А. Б.Леонова, 1993). Между тем, в реальной жизни эмоциональный стресс существенно снижает надежность оператора, что приводит к авариям и непоправимым последствиям, а также является одним из существенных факторов риска возникновения ряда заболеваний сердечно-сосудистой, нервной, иммунной систем организма, рака. В связи с этим можно предположить актуальность дальнейшего развития информационной теории эмоций, а также изучения зависимости между информацией и рядом типовых патологических процессов (стресс, психогенный шок) и нозологических форм (внезапная смерть, онкозаболевания, заболевания сердечно-сосудистой, нервной, иммунной и других систем организма).

Информация и гигиена труда. В результате усложнения трудовой деятельности человека — в связи с необходимостью управления сложной техникой и быстротекущими технологическими процессами, возрастанием скорости движения транспортных средств, необходимостью выполнения работ в экстремальных условиях (агрессивные среды, гермопространство, работы на высоте, под землей, в океане, в Космосе), компьютеризацией рабочих мест и внедрением новых средств связи значительно возросло число работающих, труд которых связан с психо-эмоциональным напряжением (эмоциональным стрессом) (Ю.В.Мойкин, 1987; Automation, work, 1984; F.FeJosefina,1985).

4.2.2. Отрицательное влияние информации на общественное здоровье

Финансово-экономическая информация и общественное здоровье. Информация, как экономическая категория, составляет одну из главнейших характеристик «постиндустриальной» эпохи. Оценки «ценности», «стоимости», «цены», «экономики» — тоже можно отнести к информационным процессам, формирующим мнение индивидуальное или коллективное. Великие умы XX века способствовали формированию благополучного информационного фона для устойчивого развития экономики (Приложение 2). Но удалось ли всех осчастливить, или, хотя бы не нанести вреда, при том, что: «Наличные — не единственная связь человека с человеком... Экономика — наука зловещая» (Т. Карлель, XIX век).

Экономическая информация все более воздействует на здоровье, как отдельного человека, так и человеческих сообществ. Информация, значимая в финансово-экономической сфере, при неожиданных ее изменениях, влияет на развитие «финансового стресса» (R.Thara, 1994). Такой финансовый стресс явно развился у многих в США в начале XX века во время «Великой депрессии». И эта ноша со всеми ее последствиями для здоровья нации не миновала в XX веке практически ни одну страну. Сложно определить в научных исследованиях (и остается актуально их проведение) влияние информации экономического характера на здоровье человека и человеческих групп. Между тем, ярким примером влияния неожиданных изменений в финансово-экономической сфере России на здоровье людей может служить то, что в Москве в «черный вторник» 1994 года, в момент небывалого скачка курса доллара стремительно возросло количество инсультов (с 70 накануне до 181), инфарктов (с 75 до 172), дорожно-транспортных происшествий (с 50 до 77, рост пострадавших в автокатастрофах — с 104 до 141), количество травм (с 618 до 813) (Российская газета, 6 декабря 1994). А был еще в России и дефолт 1998 года...

Межнациональная информация и общественное здоровье. Межнациональные и межконфессиональные вооруженные конфликты с большим количеством жертв, за всю историю человечества и до настоящего времени (в Ольстере, Боснии, Нагорном Карабахе, Таджикистане, Чечне, Афганистане, Иране, Сомали, Алжире, Македонии) распространены по всему миру.

Этносы в настоящее время рассматриваются как коллективы людей, существующие подобно энергетическим системам, противопоставляющие себя всем другим таким же коллективам, исходя из ощущения подсознательной взаимной симпатии (антипатии) особей, определяющего деление на «своих» и «чужих» (Л. Н. Гумилев, 1990). «Ощущения» же эти могут складываться опять же на основе поступающей информации. Таким образом, межкультурный, межнациональный обмен информацией может иметь огромное значение для сохранения состояния психического, физического и социального благополучия (здоровья) большого количества людей. И, хотя коммунальная психология является относительно новой областью, известен опыт, когда при работе с непривилегированными культурными и этническими группами коммунальные психологи делают акцент на культурном плюрализме (У.Г.Хольцман, 1987). Следует отметить, что в современной Международной классификации болезней (МКБ, 1994) отмечается, что «культурально специфические психические расстройства» могут рассматриваться как варианты тревоги, депрессии, адаптационного расстройства. Между тем, не известны данные о рассмотрении причин межнациональной, межрелигиозной ненависти, агрессии отдельного человека с точки зрения необходимого и достаточного объема и качества информации о другой нации, о другой культуре, о другой вере. Возможно, исследования в области оптимизации информационного обмена, межкультурного, межнационального, межрелигиозного диалога могли бы способствовать в разработке международной стратегии информации, способствующей устранению предпосылок и предупреждению вооруженных конфликтов между теми или иными сообществами, а, следовательно, и сохранению их здоровья.

Нам не известны данные литературы об исследованиях воздействия на здоровье людей многоязыковой информационной среды. С одной стороны, каждый национальный язык является как средством общения, так и основой национальной культуры. С другой стороны, неблагоприятные социальные последствия недопонимания людей в многоязыковой среде образно описаны еще в библейской легенде о строительстве Вавилонской башни. Эффект «Вавилонской башни» — это трагедия отсутствия взаимопонимания между людьми при необходимости реализации общего дела. При введении в XX веке понятия «ноосферы» учитывалось в качестве предпосылки, что «человечество стало единым целым» (В. И. Вернадский, 1988). В том числе, с целью преодоления языковых барьеров ООН определены 6 языков для межнационального общения. Была предпринята попытка введения единого международного языка «эсперанто». В условиях развития земной цивилизации, возможно, было бы важным определение преимуществ и недостатков много- и моноязыковой среды, с целью рекомендаций, учитывающих обеспечение благополучного взаимопонимания, безопасности и здоровья людей.

Информация в политике и общественное здоровье. В известных нам источниках — «информационная безопасность» рассматривается с точки зрения государственной информационной политики. При этом изучаются следующие аспекты: исходный материал информационной политики, экономика правительственной информации, общественный доступ к правительственной информации и информационная безопасность правительственных сетей. Подчеркивается, что не существует единого свода законов США по координации информационной политики федеральных организаций (P.Hernon, 1991).

В литературе подчеркивается особо важная роль информационных процессов при нарушении межэтнического информационного обмена, мультикультурного диалога и взаимопонимания, идеологическом противостоянии и влияние их на возникновение межнациональных (В. А. Авксентьев, 1997), религиозных войн с многочисленными жертвами, возникновение революционных процессов в гражданском обществе, социальных катаклизмов и вооруженных конфликтов, приводящих к ухудшению здоровья и к гибели множества людей. Результат этого, в совокупности с другими факторами влияния — ущерб здоровью населения Земли от межнациональных конфликтов, который за последние 500 лет в 107-ми государствах составляет только погибшими около 142-х миллионов человек, причем Россия по количеству жертв (29,9 млн) лидирует в этом списке 0. Carter, 1992). За 1990—2000гг. актуальность этой проблемы в России возрастала с увеличением общего количества жертв среди гражданского населения и военных в результате многочисленных вооруженных межнациональных конфликтов в Кавказском регионе и вдоль среднеазиатских границ.

Прекращение переговорного процесса между российским и чеченским руководством, между руководством западных стран и Сербии, руководством Израиля и Палестинской автономии привели к бомбардировкам Грозного в 1995 году, Югославии в 1999 году, Палестины в 2001 году и многочисленным жертвам. И наоборот, во время «Карибского кризиса» своевременный обмен информацией между руководителями США и СССР способствовал предупреждению ядерного конфликта и гибели многих людей. При отсутствии переговорного процесса между правительством Великобритании и лидерами Ирландской республиканской армии активно проводились террористические акты с многочисленными жертвами. И наоборот, своевременная связь и обмен информацией между премьер-министром России и чеченскими боевиками, захватившими в 1995 году несколько сотен заложников в больнице города Буденновска,
предупредили возможную гибель людей. Между тем, при разнообразных фактах и их трактовке, нам не известно, чтобы в реальной политике были бы четко обозначены и провозглашены приоритеты информационной стратегии при разрешении конфликтов.

Информация и последствия вооруженных конфликтов. Военными медиками отмечается, что главной особенностью современной военно-политической обстановки, констатируемой в «Концепции строительства Вооруженных сил РФ», является отказ от конфронтации в сфере идеологии. Военный конфликт — любое столкновение, противоборство, форма разрешения противоречий между государствами, народами, социальными группами с применением военной силы. Вооруженный конфликт — одна из форм разрешения национально-этнических, религиозных и других некоренных противоречий с применением средств вооруженного насилия, при которой государство (или государства) не переходит в особое состояние, определяемое как война (В. Н. Большаков, 1999).

Когда же война уже началась, около 20% всех солдат, нуждающихся в медицинской помощи, не имеют ранений, однако страдают от «военного стресса», связанного с их участием в сражении. А при чрезвычайно напряженной борьбе до 80% медицинских потерь связано с психическими факторами (I.Weisath, 1994). Е связи с этим можно предположить, что в мировом сообществе необходимы исследования по изучению значения информации в политике, разработка международной информационной стратегии для профилактики и разрешения конфликтов между государствами, правительствами, их первыми лицами и представителями с целью сохранения здоровья, предупреждения войн и терроризма, гибели людей.

Экологическая информация и общественное здоровье. Известны утверждения, что получение информации о факторах риска должно быть сегодня одним из основных прав человека (Common observation, 2000; P.Puska, 1992). В настоящее время на жителей разных стран обрушивается лавина информации о риске, которому они подвергаются со всех сторон, в том числе — в связи с загрязнением окружающей среды. Ряд инцидентов, связанных с аварийными ситуациями (Чернобыль, Бхопал, Севезо и др.), получил широкое освещение в прессе и обострил чувствительность общественности к экологическим опасностям. В дополнение к этому средства массовой информации переполнены сообщениями о различных случаях, связанных с местами захоронения токсичных отходов, предостережениями о вредном влиянии лучей «активного солнца», обсуждением опасности, связанной с присутствием радона, асбеста в помещениях (И. В.Сутокская, 1993), вредных для здоровья ингредиентов в пище, воде, воздухе и т. д. При этом по результатам социологического опроса в Австрии население наиболее обеспокоено следующими факторами: кислотные дожди — 58%, страх потерять работу — 57%, рак — 56%, СПИД — 56%, загрязнение химическими веществами — 52%, в том числе воздуха — 50%, терроризм — 47% (O.Hutzinger, 1986).

По определению Комитета по восприятию риска и информированию о нем Национального исследовательского совета США «опасность» — есть «...действие или явление, причиняющее потенциальный ущерб или вред людям или предметам»; «величина опасности» выражается «числом лиц или предметов, которые могут подвергнуться ее действию, а также серьезностью последствий»; «риск» — количественная мера опасности в отношении вероятности того, что связанные с ней ущерб или нежелательные последствия станут реальностью (И. В. Сутокская, 1993; F. Baker, 1990). Ощущение же людьми «опасности», «величины опасности», «риска» может приводить к повышению их тревожности, эмоциональному напряжению, а следовательно, и к эмоциональному стрессу.

Информация и последствия для общественного здоровья при экологических и техногенных катастрофах. Под катастрофой в медицинском смысле обычно понимается внезапное, быстротечное, чрезвычайно опасное для здоровья и жизни людей событие. К основным медицинским последствиям катастроф относится возникновение нарушения психики у людей в зоне поражения (Э.А.Нечаев, 1990). Вводятся термины «психиатрия катастроф», «экологическая психиатрия», «социальная экология». Отмечается, что здоровье человека, и его психическое здоровье в особенности, отражает состояние экологической среды (В. К. Смирнов, 1990).

Ученые обосновывают необходимость развития таких направлений как экогигиена (М.П. Захарченко, 1993), медицина экстремальных ситуаций (Э. А. Нечаев, 1990), психиатрия катастроф (В. К. Смирнов, 1990).

Гигиенистами отмечается, что информация при экологических и техногенных катастрофах влияет на развитие «экологического стресса» (Г.М.Румянцева, 1996), «социального стресса» (М.И.Бобнева, 1995; Н. И. Мельник, 1995; А.И.Стечний, 1995), паники (В.А.Моляко, 1992), изменение психических состояний (М. А. Кремень, 1995), возникновение пограничных нервно-психических нарушений (В. Т. Кондратенко, 1991), психогений, психических расстройств, состояний психической дезадаптации и психосоматических нарушений (Ю.А.Александровский, 1993; О.И.Гарнец, 1992; В.И.Краснов, 1992; В.Д.Королев, 1992; А.В.Мельников, 1989; А. И. Нягу, 1991; В. К. Смирнов, 1990). Недостаток или отсутствие при чрезвычайных ситуациях информационных стратегий (3. А. Безверхая, 1995), доверия к источникам информации (Г.В.Архангельская, 1995), стратегий поведения средств массовой информации (А.М.Нагорная, 1995), реабилитационных мероприятий информационного характера (Т.М.Шаршакова, В.В.Семенова, 1996), информационно-аналитической поддержки программ ликвидации последствий экологических и техногенных катастроф (Р. В. Арутюнян, 1995), усугубляет и способствует при экстремальных ситуациях отрицательному воздействию информации на здоровье населения.

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, опубликованной в 2000 году, под «информационной безопасностью» России понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

В Доктрине отмечается, что сокрытие, задержка поступления, искажение и разрушение оперативной информации, несанкционированный доступ к ней могут привести как к человеческим жертвам, так и к возникновению разного рода сложностей при ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий чрезвычайной ситуации, связанных с особенностями информационного воздействия в экстремальных условиях: к приведению в движение больших масс людей, испытывающих психический стресс; к быстрому распространению среди них паники и беспорядков на основе слухов, ложной или недостоверной информации.

В Доктрине подчеркивается, что сложившееся положение дел требует безотлагательного решения таких задач, как:

  • разработка основных направлений государственной политики, федеральных целевых программ, критериев и методов оценки эффективности систем и средств обеспечения информационной безопасности России;
  • совершенствование нормативно-правовой базы, усиление ответственности должностных лиц, координация деятельности федеральных органов;
  • развитие научно-практических основ, разработка и создание механизмов формирования и реализации, методов повышения эффективности, современных методов и средств защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий, и прежде всего, используемых в системах управления войсками и оружием, экологически опасными и
    экономически важными производствами;
  • создание и развитие современной защищенной технологической основы управления государством в мирное время, в чрезвычайных ситуациях и в военное время, расширение взаимодействия с международными и зарубежными органами и организациями при решении научно-технических и правовых вопросов обеспечения безопасности информации, пере-
    даваемой с помощью международных телекоммуникационных систем и систем связи;
  • создание единой системы подготовки кадров в области информационных технологий и информационной безопасности.

Таким образом, можно утверждать, что имеются данные о неблагоприятном воздействии информации на здоровье человека, социальных групп и всего человеческого сообщества.

Между тем, пока в экологии человека, гигиене окружающей среды и социально-гигиенической науке остаются не определены:

  • какая по объему и качеству информация для человека полезна, а какая вредна для его здоровья; гигиенически обоснованные стандарты и рекомендации по «вредной» и «здоровой» информации; профилактическая стратегия и гигиенические рекомендации по устранению такой информации или ее дефицита, которые ведут к возникновению эмоционального стресса и его отрицательным влияниям на здоровье человека; коды, алгоритмы, кодексы информационного поведения в производственной деятельности различных профессиональных групп с целью сохранения здоровья людей;
  • влияние изменений, наблюдаемых за последние 15 лет в российской информационной среде, на здоровье населения России; причины межнациональной ненависти, агрессии отдельного человека, с точки зрения необходимого и достаточного объема и качества информации о другой нации, о другой культуре, о другой вере с целью определения стратегий по сохранению здоровья людей и этносов; приоритеты информационной стратегии в реальной политике при разрешении конфликтов и кризисов, экстремальных и чрезвычайных ситуаций с целью сохранения жизни и здоровья людей.

В связи с вышеизложенным, многоплановые вопросы, связанные с отрицательным воздействием информации на психическое, физическое здоровье, социальное благополучие и продолжительность жизни человека, социальных групп и человеческого сообщества в целом, а также меры по профилактике этого влияния рассмотрены в книге в целом ряде сфер человеческой деятельности.

 

4.3. ИНФОРМАЦИОННАЯ ГИГИЕНА

Высочайшая возможная стадия нравственной культуры – когда мы понимаем, что способны контролировать свои мыслиЧарльз Дарвин (1809-1882) 

4.3.1. Информационная гигиена, основные понятия 

Учитывая данные литературы, результаты собственных исследований и актуальность перспективных разработок, автором в 1995 году было предложено различать специальный раздел науки - «информационную гигиену» как систему знаний, изучающую закономерности влияния информации на формирование, функционирование, состояние психического, физического и социального благополучия человека и соцума, разрабатывающую мероприятия по оздоровлению окружающей информационной среды.

Цель информационной гигиены - предупреждение отрицательного влияния информации на психическое, физическое и социальное благополучие отдельного человека, социальных групп, и населения в целом, профилактика заболеваний населения, связанных с информацией, оздоровление окружающей информационной среды.

В задачи информационной гигиены может входить разработка основ эколого-гигиенического информационного поведения, научное обоснование санитарных мероприятий по организации информационных сетей и процессов, гигиенически обоснованного производства, распространения, потребления, хранения и воспроизведения информации. Научное обоснование гигиенических нормативов информации, информационной среды, информационных сетей и процессов.    

При исследованиях в информационной гигиене могут применяться методы физические, химические, физиологические и санитарно-статистические методы, а также известные из социальной гигиены методы организационного эксперимента.

К объектам информационной гигиены можно отнести человека, социальные группы, население в целом; информацию, информационную среду, закономерности информационных процессов; информационно-зависимые здоровье, заболеваемость, смертность населения; профилактические мероприятия по оздоровлению окружающей информационной среды.

Информационная гигиена представляет собой специальный междисциплинарный раздел науки, имеющий право на самостоятельное развитие, как в целом, так и по подразделам по количеству и качеству дисциплин, с которыми имеет связь: медицина, общественное здоровье и здравоохранения, физиология, общая и коммунальная гигиена, гигиена и физиология труда, психогигиена, экология человека и окружающей среды, социальная психология, информатика компьютерных сетей, средств массовой информации и журналистика, государственная и международная безопасность, социология, конфликтология, политология и менеджмент и пр.  Сформулированные приблизительно и условно 10 аксиом и 29 законов информационной экологии, могут быть систематизированы относительно таких свойств субъектов, воспринимающих-производящих информацию по отношению к последней как:- устойчивость, резистентность, защищенность в отношении информационных воздействий;

- реактивность, - способность реагировать, отвечать на поступившую информацию;а также по таким функциям как: производство информации, ее передача, прием, восприятие, анализ, оценка и хранение (Табл. 4.1).

 Таблица 4.1.Классификация аксиом и законов информационной экологии(по функциональному признаку)

Свойство субъекта воспринимающего/производящего информацию

Функция субъекта по отношению к информации

Аксиома

информационной экологии №

Закон

информационной

экологии №

 

Резистентность

Прием,

Восприятие

 

1, 2, 3, 4, 5, 8

1.1., 1.2., 1.3., 2.1., 3.1., 3.2., 3.3.,  3.4., 4.2., 5.1., 6.1., 6.2., 6.3., 7.1., 7.3., 7.4., 8.2.
 

Хранение

информации

3, 5, 6, 9

1.3., 5.3., 6.2., 6.3., 6.4., 7.1., 7.2., 9.1.
 РеактивностьАнализ, оценка

информации

3, 7

4.3., 5.2., 5.3., 6.1., 6.2., 6.3., 6.4., 7.1., 7.2., 7.3., 7.4., 7.5., 8.1., 8.2.
 

Производство,

Передача

1, 2, 4, 5, 8, 10

1.1., 1.3. 2.1., 2.2., 2.3., 3.1., 3.2., 3.3., 4.1., 4.2., 4.3., 5.1., 6.1., 6.2., 6.3., 6.4., 7.1., 7.3., 7.4., 8.1., 8.2., 9.1., 10.1.

Представленные закономерности могут являться императивами для экологизации стратегии информационной деятельности интеллектуальных систем человека и социума. Примеры же природного происхождения физиологических механизмов информационной экологии человека и выведенные из них закономерности могут быть взяты за основу для определения рекомендаций информационной тактики в повседневной социальной, экономической, политической и др. сферах, которые формируют и влияют на состояние комфортности, психического, физического и общественного благополучия человека и социальных групп.

Известно мнение К.Юнга, что психология и психотерапия поначалу руководствовались физикалистскими, а затем физиологическими понятиями и лишь после долгих колебаний подошли к сложным феноменам этики, эстетики, теологии, философии. Так, возможно, и информационная гигиена может рассматриваться как междисциплинарная наука на стыке биологии, физиологии, медицины, гигиены, информациологии, экологии, социологии, политики и пр. и имеет право на тенденцию к развитию и усложнению, как по методам научного исследования, так и по сферам приложения системы знаний.Зависимость благополучия, гигиеничности информационной среды от количественных и качественных характеристик информации может быть выражена в виде аналоговой модели, схематичность формулы которой обусловлена объединением ранее выявленных законов и аксиом информационной экологии:

ИЗ D ∑ И [∑ К ∙ ∑ О ∙ ∑ С]

Где: ИЗ – «информационное здоровье» – это та часть общего состояния психического, физического и социального благополучия, которая формируется и зависит от информации, гигиеничности (благополучия) информационной среды; И – информация; К – качество И; О – объем И; С – инфраструктура интеллектуальной системы, т.е. совокупность структур, механизмов, ресурсов производящих, распространяющих, воспринимающих, анализирующих и хранящих И; ∑ - знак совокупного суммирования положительных и отрицательных качественных и количественных параметров (вариант подробной расшифровки формулы см. Приложение 3).

Знания и методы информационной экологии (в области закономерностей влияния информации на формирование и функционирование человека и человеческих сообществ их взаимоотношения с окружающей информационной средой, а также  информационные взаимодействия между собой) могут быть применимы с гигиенической целью (оздоровления информационной среды, повышения индивидуального и общественного состояния психического, физического и социального благополучия, увеличения работоспособности человека и продолжительность его жизни) в кризисных, конфликтных чрезвычайных ситуациях, при оптимизации различных видов человеческой деятельности, для целого ряда  профессиональных групп (табл. 4.2.). 

Таблица 4.2. Возможное прикладное значение аксиом информационной экологии для разработки кодов, алгоритмов, кодексов правил, моделей эколого-гигиенического информационного поведения

Кризисные, конфликтные ситуации, требующие разработки кодов и алгоритмов информационного поведения

 

Деятельность, в которой целесообразны алгоритмы информационного поведения

Профессиональные группы, в которых  необходимы кодексы правил информационного поведения

-Предреволюционная обстановка в гражданском обществе, правительственный кризис;

-Формирующаяся напряженность между национальными, религиозными группами;

-Преддверие вооруженного конфликта между государствами;

-Финансовый кризис;

-Техногенные, экологические катастрофы;

-Межличностные, межгрупповые конфликты и пр.

- Оптимизация переговорных, дипломатических процессов, предупреждение военных, вооруженных межнациональных конфликтов;

- Совершенствование государственной, муниципальной политики, управления в населенных местах;

- Оптимизация мультикультурного диалога;

 - Совершенствование менеджмента в производственных коллективах и информационных обменов между фирмами;

- Оптимизация информационно-валютных обменов;

- Совершенствование медицинской практики и социальной гигиены;

- Оптимизация методик преподавания, образовательного процесса;

- Создание компьютерных баз данных, сетей, средств связи и т.д.

Дипломатов, политиков, конфликтологов,

Специалистов по безопасности,

Менеджеров, бизнесменов, экономистов, банкиров,

Врачей,

Учителей,

Журналистов,

Лингвистов,

Культурологов,

Специалистов по компьютерам, сетям, средствам связи, программистов,

Инженеров и др.

4.3.2. Эволюция информационно-гигиенического направления в науке В гигиене принято нормирование освещенности в люксах, шума в децибелах, в информатике - компьютерной информации - в байтах. Остается не разработанным количественное и качественное измерение информации приносимой каким-либо изображением, фразой или событием, значимость этой информации для человека. Несмотря на это в утвержденных «Гигиенических критериях оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» (Р 2.2.013-94) нормирована напряженность работ по интеллектуальному и эмоциональному напряжению (в наших исследованиях предложены 10 аксиом и 29 законов «информационной экологии»). Еще в 1974 году, несмотря на сложности нормирования технологических процессов, разработаны и утверждены «Санитарные правила организации технологических процессов» (№1042-74), в которых зафиксированы основные гигиенические принципы в этой сфере. Аналогично, в дальнейшем, возможна и подготовка «санитарных правил организации информационных процессов».  Несмотря на сложности в определении количественных и качественных характеристик информации разработаны и утверждены Закон РФ о средствах массовой информации и «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» (28.09.2000 г.), в которых продекларированы основные принципы информационных процессов в стране. Законодательство РФ только бы выиграло от эколого-гигиенического обоснования закономерностей благополучных информационных процессов, мер по предупреждению отрицательного влиянии информационной среды на здоровье населения России.

Информация как фактор производственной среды и информационные стрессоры в производственной деятельности.

В 1898 году выдающийся гигиенист Ф.Ф.Эрисман (1842-1915) писал: “Профессии с преобладанием мозговой работы ... основаны преимущественно на вольном (по крайней мере по внешности) труде, который в большинстве случаев не поддается регламентации посредством санитарного законодательства и вообще не доступен для общих гигиенических мероприятий. Здесь устранение неблагоприятных условий профессионального труда должно и может быть предоставлено, в значительной степени, самопомощи”.С развитием гигиенической науки Госкомсанэпиднадзором России были утверждены (1986, 1994, 2003 гг.) гигиенические нормативы напряженности работ по интеллектуальному и эмоциональному напряжению, некоторые из которых связаны с информацией и приведены в таблицах 4.3 - 4.5:

Таблица 4.3.Классификация условий и характера труда по степени напряженности «Гигиеническая классификация труда (по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса». - № 4137-86 (выдержки)

Факторы

Классы условий и характер труда
 ОптимальныеДопустимыеВредные и опасные
   1-я степень2-я степень3-я ст.
Напряженность труда
Внимание:Длительность сосредоточения, % времени сменыПлотность сигналов в среднем за час До 50  До 175 51-75  176-300 Свыше 75  Свыше 300 -  - -  -
Напряженность анализаторных функцийЗрение (категории зрительных работ по СНиП 11-4-79)  Грубая и малоточная  Точная  высокоточная  Особо точная с применением оптических приборов  -
Слух разборчивость слов и сигналов%От 100 до 90От 90 до 70Менее 70--
Эмоциональное и интеллектуальное напряжениеРабота по индивидуальному плануРабота по установленному графику с возможностью его корректировки по ходу деятельностиРешение трудных задач в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностьюЛичный риск, опасность, ответственность за безопасность других лиц 

 «плотность сигналов (или сообщений) в единицу времени», «разборчивость сигналов в %»; к «количественным критериям категории напряженных работ» относятся «решение сложных задач по известному алгоритму», «повышенная ответственность», а к «количественным критериям очень напряженных работ» - «эвристическая деятельность в неповторяющихся ситуациях», «личный риск, ответственность за безопасность других лиц».

Таблица 4.4. Эргономические критерии оценки напряженности труда(Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса: Руководство Р 2.2.013-94 (выдержки)

Характеристика нагрузки

Количественные критерии напряженности работ по категориям
 Легкая (малонапряженная)Средней тяжести (умеренно напряженная)Тяжелая (напряженная)Очень тяжелая (очень напряженная)
Нервная нагрузка
Напряжение внимания:А) число важных объектов наблюденияБ) длительность сосредоточенного наблюдения, % от общего времени смены  До 5 До 25  До 10 До 50  До 25 До 75  > 25 > 75
Плотность сигналов (или сообщений) в среднем в 1 часДо 15До 35До 50> 50
Напряжение анализаторов функции зренияЗрение (категории зрительных работ по СНиП 11-4-79)Грубая Малой и средней точностиВысокой точностиОчень высокая и наивысшей точности
Объем оперативной памяти, число элементов, подлежащих запоминанию в течении 2 ч.и более-До 2До 5> 5
Интеллектуальное напряжениенетРабота по точной инструкцииРешение сложных задач по известному алгоритмуЭвристическая деятельность в неповторяющихся ситуациях
Эмоциональное напряжение нетРабота по точному графику Дефицит времени, повышенная ответственностьЛичный риск,  ответственность за безопасность других лиц

Таблица 4.5. Оптимальные и допустимые величины показателей напряженности факторов трудового процесса(Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту. Санитарно-эпидемиологические правилаСП 2.2.2.1327-03 от 23.05.2003 (выдержки)  

Факторы трудового процесса

    Оптимальные      Допустимые   
 
 
Сенсорные нагрузки    
Длительность сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)        До 25     От 26 до 50
   
   
Плотность сигналов         До 75     От 76 до 175
(световых, звуковых) в    
среднем за час работы    
Число объектов наблюдения         До 5      От 6 до 10
   

В центре современной панорамы исследований в настоящее время находится изучение жизненных и, в частности, производственных стрессов. Доказано, что нервно-эмоциональное напряжение имеет место в трудовой деятельности различных профессий, в том числе - шахтеров (А.Л.Решетюк, 1983), водолазов (Г.И.Куренков, 1983), космонавтов (В.А.Пухов, 1983), служащих, работающих с компьютерами (F.Fe Josefina, 1985), руководящих работников учреждений и промышленных предприятий (Т.И.Гудкова, 1986), водителей автобусов, такси, троллейбусов, трамваев, машинистов поездов метрополитена (А.И.Вайсман, 1988; В.М.Ретнев, 1979) и железной дороги, ведущих телепрограмм, режиссеров (А.К.Гуськова, 1986), работающих на высоте каменщиков (В.М.Ретнев, 1969), монтажников (В.А.Варламов, 1967; П.Г.Вудкевич, 1988) и многих других. Анализ литературы показал, что трудовая деятельность в условиях новизны, ответственности, риска, дефицита информации и времени может приводить к развитию нервно-эмоционального напряжения с выраженной стресс-реакцией, что представляет большие сложности для организма человека, сохранения его здоровья, безопасности и производительности труда. В связи с этим автором был (1985-2001) предпринят ряд исследований влияния информационного стрессора на здоровье работающих, зависимости этого влияния от информированности из внутренних сред организма на примере монтажников-высотников и водителей автомобилей.

Здесь следует отметить значительный вклад в гигиеническую науку Института медицина труда РАМН под руководством академика РАМН Н.Ф.Измерова, коллектив которого не только адекватно отвечал на всевозможные вызовы информационной революции в обществе гигиеническими разработками в области психогигиены и гигиены труда в различных отраслях, но и в последнее время явился пионером в оценке влияния на здоровье компьютерных и сотовых телефонных информационных технологий.

Остается актуальным дальнейшее изучение информации, как профессиональной вредности, ее значения в формировании напряженности труда, профессиональных заболеваний и травматизма, аварий на транспорте и производстве, ее влияния на работоспособность человека, продолжительность его жизни, разработка практические мероприятия по оздоровлению информационной среды на производстве.  

4.3.3. К вопросу классификации и нормирования в информационной гигиене 

К вопросу предельно-допустимых количеств и уровней качества информации. Исходя из проанализированных ранее закономерностей информационной экологии приведем возможную гигиеническую стратегию обозначения противоположных границ «коридора» предельных пороговых уровней количества информации, при соблюдении которого сохраняется благополучие интеллектуальных систем.

Пределы количества: много информации вредно… Известна устойчивость мозга человека к информации при явлении возвратного, или коллатерального торможения.  Физиологический смысл – при достаточно сильном возбуждении “запускается” тормозной интернейрон, который в свою очередь тормозит первоначальную клетку. При другом виде торможения – афферентном, физиологический смысл – локально “затормозить” те нейроны вышележащих структур, которые не нуждаются в переработке данной информации. Чрезмерное количество любой информации должно ограничиваться, дозироваться, в том числе специальными структурами и механизмами. … и мало информации вредно. Лишение или ограничение возможности воспринимать внешние раздражители – сенсорная обедненность (депривация) – ведет к понижению активности, к нарушению психической деятельности. Недостаток информации или ограничение возможностей ее восприятия вредно. Исходя из проанализированных ранее закономерностей информационной экологии приведем возможную гигиеническую стратегию обозначения противоположных границ «коридора» значимости качественного характера информации, при соблюдении которого сохраняется благополучие интеллектуальных систем.

Уровни качества: одна плохая новость... Боль информирует об угрозе целостности и благополучию организма. Однако, чрезмерное болевое ощущение не только неприятно, но и опасно для жизни человека, так как может приводить к болевому шоку. Восприятие боли зависит от баланса между притоком импульсов по нервным проводникам малого диаметра, сигнализирующих о действии на ткани повреждающих факторов, и  импульсов по толстым нервным волокнам, возникающих в результате действия неповреждающих факторов. Если доминирует приток импульсов по толстым волокнам нейрона, возникает пресинаптическое торможение («входные ворота» для болевой информации закрываются – отсюда и название теории боли – «теория ворот»), спино-таламические пути не активируются и боль не возникает. Чрезмерность любой верной, но «негативной» (отрицательной) информации вредна и должна компенсироваться «положительной». …и одна хорошая цель. Ценность информации извне для человека измеряется приращением вероятности достижения существующей цели. Мотивации и эмоции формируются в ЦНС с участием специальных эмоциогенных структур мозга. Для формирования мотивации и общего направления активности, для выбора в будущем цели и конкретного действия необходимы: наличие специальных структур и механизмов оценки информации и их активность; оценка информации из внутренней, внешней среды и уже имеющейся на хранении в памяти; оценка потребностей, необходимых средств и возможностей их удовлетворения.

К вопросу предельно-допустимых уровней свобод и ограничения информации. Исходя из проанализированных ранее закономерностей информационной экологии приведем возможную гигиеническую стратегию обозначения противоположных границ «коридора» свободы-ограничения производства, распространения, хранения информации, при соблюдении которого сохраняется благополучие интеллектуальных систем.Уровни свобод компонентов: важна информационно-интеллектуальная система... Количество объединенных нейронов обеспечивают ряд известных уникальных свойств мозга человека по восприятию, адресному поступлению, анализу, синтезу и хранению информации. Организация заведомо качественно и количественно избыточной системы субъектов, воспринимающих, анализирующих, сохраняющих информацию, и инфраструктуры связей между ними обеспечивает оптимальное адресное поступление, хранение, востребование и производство информации. …важно и сохранение свободы. «Рефлекс свободы»,  мотивация сопротивления принуждению, не менее сильны, чем инстинкты, рефлексы, мотивации секса, голода и жажды. Информация о возможном или реальном ограничении активности может способствовать возбуждению и сопротивлению.  Пределы свободы распространения: совершенно секретно... С целью безопасного функционирования системы или ее части необходимо определение по количеству и качеству запрещенной к производству, распространению, хранению информации, которая способна привести к дестабилизации системы вплоть до разрушения. …и информацию надо распространять. С целью оптимизации процессов возникновения новой информации целесообразна организация множества (системы) субъектов с повторяющимся хранением и воспроизведением информации. Исходя из вышеизложенного, а также учитывая существующий в современной науке дефицит знаний по измерению, классификации и нормированию информации, и, в то же время,  актуальность развития эколого-гигиенического информационного научного направления, можно хотя бы обозначить возможные характеристики  эколого-гигиенического коридора-«фарватера» [гол.vaarwater путь для безопасного прохода судов, как правило огражденный сигнальными знаками] производства, восприятия, хранения информации, формирующие благоприятную инфосферу и состояние благополучия интеллектуальных систем, индивидуальное и общественное здоровье (Рис.4.5).

Информационная экология человека. Существуют ли в самом человеке внутренние информационные механизмы, способные противостоять внешней волне информации? Изменяются ли внутренние информационные потоки, при изменении физической работоспособности человека? Еще в 1960 году в числе основных принципов кортико-висцеральной физиологии была отмечена роль интероцепции в кортико-висцеральной динамике и взаимодействие интеро- и экстероцептивных условных рефлексов (К.М.Быков, 1960). Автором  была (1991) выдвинута гипотеза о том, что восприятие информации из внутренних сред организма (интероцепция) участвует в повышении устойчивости  к отрицательному воздействию на здоровье человека внешнего потока информации. Возможно, в целях повышения устойчивости человека к стрессам перспективными могут быть дальнейшие исследования значения восприятия информации из внутренних сред организма (интероцепция) в формировании устойчивости к отрицательному воздействию на здоровье человека внешнего потока информации.

Известна концепция, основанная на аналитико-синтетических (интегративных) процессах высшей нервной деятельности, по которой всякий появляющийся внешний раздражитель включается в уже имеющуюся обширную систему афферентных возбуждений, сложившуюся до момента воздействия пускового стимула (П.К.Анохин, 1968, 1975, 1976). В литературе описаны возможные пути поступления информации от внутренних и внешних анализаторов с последующим их интегрированием, а также механизмы конвергенции возбуждений в конкретных структурных образованиях головного мозга (О.Г.Баклаваджан, 1985; Л.Г.Воронин, 1979; Л.Р.Зенков, 1985; П.Г.Костюк, 1975; К.В.Судаков, 1984).На наш взгляд, при вскрытии физиологических механизмов связи между эмоциональной реакцией, психической и физической   работоспособностью человека заслуживают внимания процессы интероцепции. Известно, например, что при увеличении общей физической работоспособности (ОФР) в органах человека повышается содержание белков, нуклеозидфосфатов, углеводов, магния, кальция (Ф.Дж.Нейгл, 1982; Дж.О.Холлоши, 1982; Н.Н.Яковлев, 1974), обеспечивается оптимальная доставка работающим мышцам кислорода (М.Г.Пшенникова, 1986). А именно эти вещества могут воздействовать на интероцепторы (хеморецепторы) (В.А.Лебедева, 1965). Кроме того, импульсы с проприорецепторов мышц, при активной деятельности последних, поднимаясь в головной мозг, создают сложную мозаику возбужденных и заторможенных центров в порядке межсистемной регуляции, способных разрядить чрезмерное напряжение вегетативных нервных центров и уравновесить процессы возбуждения и торможения в них (Е.А.Коваленко, 1980; М.Р.Могендович, 1971). Известно также, что повышение физической подготовленности может приводить к увеличению тонуса скелетных мышц, который зависит от импульсации с интероцепторов (проприоцепторов) мышц (В.А.Илюхина, 1986). При этом имеются указания на то, что вся афферентная импульсация, идущая от мышц, не доходя до сознания, является, тем не менее, важнейшим фактором интегративной деятельности нервной системы (Л.Р.Зенков, 1985).Очевидно, афферентный синтез, через конвергенцию на одних и тех же нейронах возбуждений от интеро- и экстерорецепторов, может являться одним из механизмов, благодаря которому возможно объяснение выявленной в ходе исследования связи между физическим состоянием человека и развитием у него эмоциональной реакции в ответ на предъявление стресс-фактора.В учении П.К.Анохина о функциональных системах был предложен один из основополагающих подходов в рассмотрении нейрофизиологических процессов - «афферентный синтез». В информационной теории возникновения эмоций П.В.Симонова был обоснован важный психологический подход - оценка актуальной потребности и возможности ее удовлетворения. Учитывая современные данные теории функциональных систем (К.В.Судаков, 1984), информационной теории эмоций (П.В.Симонов, 1981-1987), учения об интероцепции (В.Н.Черниговский, 1985-1986), а также результаты проведенных исследований, можно предположить, что «эмоции» - это субъективные состояния человека и высших животных, проявляющиеся в виде переживаний, мотиваций, эфферентных импульсаций и пр., возникающие при афферентном синтезе экстеро и интероцепции, при котором происходит оценка индивидуумом самоотражения (потребностей) и отражения окружающей информационной среды (вероятностей их удовлетворения), на основе личностных психологических характеристик, обусловленных генотипом и воспитанием и с участием аппарата памяти.  Наглядно описанные выше механизмы обработки в головном мозге информации из окружающей и внутренней среды человека с формированием эфферентации представлены схематично на рис.4.6.

На схеме показано, что информация, из внутренней среды с помощью интероцепции и из внешней среды, благодаря экстероцепции, поступает в головной мозг, где интегрируется при афферентном синтезе с участием аппарата памяти и после обработки выходит из головного мозга через эфферентацию на эффекторные органы. Информация, поступающая с интероцепцией в ЦНС у лиц с низким уровнем общей физической работоспособности (ОФР), может сообщать о недостаточной «вооруженности» субъекта для преодоления экстремальных обстоятельств. По-видимому, естественный отбор закрепил целесообразность избыточной мобилизации ресурсов именно за слабо физически подготовленными по принципу «лучше пойти на излишне энергетические траты, чем в разгар напряженной деятельности - борьбы или бегства - остаться без достаточного обеспечения кислородом и метаболическим сырьем» (П.В.Симонов, 1987). Возможно, поэтому в исследованиях автора (А.Л.Еремин, 1985-1991) - у лиц с низкой ОФР наблюдалась при исследовании относительно выраженная симпатическая регуляция функций при стрессировании.П.В.Симоновым (1986) отмечается, что высокий уровень вооруженности, осознаваемый или неосознанно ощущаемый субъектом, делает его спокойным, независимым, сохраняющим самообладание в сложной и быстроизменяющейся обстановке. При этом под «вооруженностью» подразумеваются навыки и знания. Учитывая механизмы, вскрытые в ходе обсуждения полученных автором результатов и анализа известных литературных данных, можно предположить, что и интероцепция лиц с высокой ОФР приносит в головной мозг информацию, сообщающую об определенной «вооруженности» организма для преодоления тех или иных экстремальных условий с формированием так называемой реакции «преднастройки». И в экстремальной обстановке человек, физически подготовленный, ведет себя спокойно, с сохранением самообладания. Это подтверждается полученными в ходе исследованиий результатами, по которым «психическая работоспособность», определяемая по величине w-потенциала, при информационном стрессировании имеет зависимость от уровня ОФР: у лиц с низкой ОФР психическая работоспособность в экстремальной ситуации достоверно снижается и имеет более низкий уровень, чем у лиц с высокой ОФР. Подробнее см.Приложение 4.

В связи вышеизложенным автором делался вывод о благоприятном влиянии информации (формировании относительно высокой психической работоспособности и менее выраженной стресс-реакции), приносимой с интероцепцией из внутренних сред организма при высокой физической подготовленности человека, на аналитико-синтетическую деятельность мозга при воздействии информации о факторе риска из окружающей среды. 


 

4.4. ИНФОРМАЦИОННО-ЗАВИСИМОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ 

4.4.1. Общественное здоровье: мониторинг, диагностика, эпидемический анализ влияния информационной среды

Проанализировав ряд формулировок (Социальная гигиена (медицина), 2000) и результаты собственных исследований, нами предлагается трактовка термина «здоровье общественное (общественное здоровье)» – состояние общего психического, физического и социального благополучия людей, нано-, микро-, милли-, макросоцума, формирующееся а) наследственностью (индивидуальной, популяционной, цивилизационной), б) благоприятными составляющими окружающей среды (воздушной, водной, продовольственной, биологической, социальной, информационной, энергетической, экономической, трудовой и пр.), в) возможностями вести активный, продуктивный (свободный, интеллектуальный, творческий, эффективный) образ жизни.

Приоритетные направления развития науки: экология и рациональное природопользование; технологии живых систем; приоритетные технологии: системы жизнеобеспечения и защиты человека; мониторинг окружающей среды, - утверждены Президентом России (Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации, 30.03.2002 года, Пр-577).

В утвержденной Федеральным центром госсанэпиднадзора Программе научных исследований по актуальным проблемам гигиены и эпидемиологии на 2003-2010 гг. обозначены: - научные направления: социально-гигиенический мониторинг и оценка риска здоровью населения; гигиена окружающей среды и здоровье населения; - научно-исследовательские работы: развитие системы мониторинга среды обитания и здоровья населения с использованием данных биомониторинга, результатов диагностики заболеваний и показателей здоровья; разработка способов применения методологии оценки риска в системе мониторинга окружающей среды  для обоснования управленческих решений; разработка регистров мониторинга окружающей среды, здоровья населения и оценки рисков, развитие экологически обусловленных заболеваний на основе параметрических и статистических моделей; развитие применения информационных технологий в деятельности органов госсанэпиднадзора, разработка моделей влияния факторов окружающей среды на здоровье населения; совершенствование системы гигиенической регламентации неблагоприятных факторов окружающей среды; разработка методологии гигиенического нормирования сочетанного и комбинированного воздействия физических и биологических факторов среды обитания.

В этой связи важно развитие эпидемиологии (гр.epi demos распространенный среди народа) информационно-зависимых заболеваний – раздела медицинской науки, изучающего закономерности распространения в человеческом обществе болезней, фактором риска возникновения которых является информация, и разрабатывающая меры борьбы с этими болезнями человека и сообществ.

По результатам проведенного анализа социально-медицинских статистических показателей здоровья населения России (подробнее см. Приложение 5.), при использовании методологии гигиенической диагностики оценки риска с целью дальнейшего «управления риском» (Г.И.Румянцев, 2001), можно прийти к выводу:

1. Наблюдаемые увеличение заболеваемости и инвалидности в связи с психическими расстройствами - прямо, увеличение заболеваемости болезнями системы кровообращения, рост смертности и высокая доля в структуре смертности информационно-зависимых причин – косвенно, могут быть связаны с неблагополучной в 90-е гг.  ХХ века информационной средой  в России и свидетельствовать о процессах отрицательного воздействия информации на здоровье населения России.

2. Экспоненциальное увеличение объема передаваемой информации в социуме обозначило отдельные тенденции, которые можно связать с информацией, как фактором риска: увеличение заболеваемости населения психическими расстройствами, неврозами, болезнями системы кровообращения, рост количества самоубийств, высокая доля в структуре смертности информационно-зависимых причин. Эти тенденции при своем динамичном развитии в последнее время в среднем в мировом макросоциуме, при всех условиях глобальных  информационно-интеллектуальных процессов (интеллектуальная эволюция, информационная революция) - в мире, были менее выражены, чем в России.

3. По данным такого психо-социального показателя, как суицид – наблюдается  асимметрия между статистикой восточного-западного полушарий (см. «три закона двух полушарий»), что может свидетельствовать, о том что в восточном полушарии в настоящее время идет напряженное испытание психосоциальной составляющей общественного здоровья.

В сложившихся условиях актуальна дальнейшая научно-обоснованная разработка стратегии и реализация на практике политики здравоохранения по оптимизации информационно-зависимого здоровья населения.

 4.4.2. Медико-гигиеническая стратегия политики здравоохранения по оптимизации информационной среды и общественного здоровья 

Информация и здоровье в международном законодательстве. Право человека на наивысший достижимый уровень здоровья оговорено в статье 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Сама формулировка пункта 2 статьи 12 говорит о том, что право на здоровье включает в себя широкий спектр социально-экономических факторов, создающих условия, позволяющие людям жить здоровой жизнью, и охватывает основополагающие предпосылки здоровья, в том числе такие, к адекватным санитарным условиям, безопасные и здоровые условия труда и здоровая окружающая среда. Согласно толкованию Комитета по экономическим, социальным и культурным правам (бюллетень Экономического и Социального Совета ООН от 11 августа 2000 г.), право на здоровье, определяемое в пункте 1 статьи 12, включает в себя не только право на своевременные и адекватные услуги в области здравоохранения, но и такие основополагающие предпосылки для здоровья, как доступ к просвещению и информации в области здоровья, участие населения в принятии решений по связанным с правом на здоровье вопросам на общинном, национальном и международном уровнях. Право на материнское, детское и репродуктивное здоровье (пункт 2 а) статьи 12) подразумевает доступ к информации и ресурсам необходимым для принятия мер в соответствии с этой информацией. Репродуктивное здоровье означает в том числе, что у мужчин и женщин есть право быть информированными о безопасных, эффективных, доступных и приемлемых методах планирования семьи и соответствующих услугах в области охраны здоровья.Право на здоровую природную среду и на гигиену труда (пункт 2 b) статьи 12) включает «улучшение всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности» в том числе предупреждение и снижение уровня воздействия пагубных экологических условий, которые прямо или косвенно влияют на здоровье человека. В этой связи Комитет отмечает Принцип 1 Стокгольмской декларации 1972 года, который гласит: «Человек имеет основное право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь», а также недавние события в международном праве, включая резолюцию 45/94 Генеральной Ассамблеи ООН о необходимости обеспечения здоровой окружающей среды в интересах благосостояния людей, а также Принцип 1 Рио-де-Жанейрской декларации.Комитет подтверждает, что в соответствии с Программой действий Международной конференции по народонаселению и развитию (Каир, 1994 год) и Алма-Атинской Декларацией (1978 год) к числу основных обязательств государств относятся в том числе: - принятие на основе имеющихся эпидемиологических данных и осуществление общенациональной государственной стратегии по охране здоровья, предусматривающей право на информацию о показателях и ориентирах в области здравоохранения, на основе которых можно пристально следить за достигнутым прогрессом;- осуществление просветительской деятельности и обеспечение доступа к информации, касающейся основных медицинских проблем в общине, включая информацию о методах предотвращения таких проблем и борьбы с ними;- обеспечение надлежащей подготовки для медицинских работников, включая информирование по вопросам, касающимся здоровья и прав человека.

Право на здоровье тесно связано и зависит от осуществления других прав человека, предусмотренных в Международном биле о правах, включая доступ к информации. В соответствие с Конвенцией по правам ребенка дети и подростки имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья и Конвенция увязывает эту цель с обеспечением доступа к ориентированной на детей информации о поведении, способствующем профилактике заболеваний и укреплению здоровья.В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах (пункт 2 статьи 19) доступность информации включает право искать, получать и распространять информацию и идеи, касающиеся вопросов здоровья. Однако доступность информации не должна наносить ущерба праву на конфиденциальность личных медицинских данных. Кроме того, гигиена труда предполагает максимально возможное с разумной точки зрения устранение причин возникновения вредных для здоровья факторов производственной среды (Конвенция №155 Международной Организации Труда, пункт 2, статьи 4).

В более широком определении здоровья учитываются и такие социальные факторы, как насилие и вооруженные конфликты (общая статья 3 Женевских конвенций о защите жертв войны (1949 год); Дополнительный протокол I (1977 год), касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, пункт 2 а) статьи 75; Дополнительный протокол II (1977 год), касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера статья 4 а). Следует отметить, что в соответствии с «Докладом о здоровье мира 2000»  Всемирной Организацией Здравоохранения отмечается, что в 1999 году почти 1,7 миллиона человек были убиты или покончили самоубийством (893 000 самоубийств, 527 000 убийств или смертей в результате насилия, 269 000 жертв военных действий).

Информация в системе общественного здоровья и здравоохранения России. Различные группы населения достаточно сходны по характеру источников, из которых они узнают об основных проблемах здоровья: у 17-18% - это телевидение, у 33-38% - газеты и журналы, у 46-51% - врачи. В результате анкетного опроса выявлено наличие потребности в информации по основным вопросам, связанным со здоровьем: по вопросам питания – у 86,3% населения,  физической активности – у 61,4%, кровяного давления – у 31,1%, сексуальной жизни – у 24,5% (О.П.Щепин, 2000).        

Информационные ресурсы здравоохранения обеспечиваются более чем 50 формами госстатотчетности Министерства здравоохранения РФ. Из них лишь 10% информации, циркулирующей в здравоохранении, используется органами управления. Определены основные направления развития и оптимизации информационной системы и мониторинга до 2010 г. (О.П.Щепин, 2000):

- развивать существующую систему учета и отчетности,

- оптимизировать информационное обеспечение и медико-статистические показатели, ориентируя их на цели планирования,

- расширить доступ к статистической информации о состоянии здоровья, включая население,- разработать единую статистическую форму систематизации медико-статистической информации учреждений здравоохранения,

- развивать информационные системы, совершенствующие деятельность врача, клинико-диагностическую экспертизу на основе компьютерных технологий,

- разработать систему мониторинга для программ государственных гарантий.        

Изучение влияния факторов среды на здоровье регламентировано федеральным законом от 30.03.99 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ и другими нормативными актами. В 1999 году продолжилось формирование инфраструктуры социально-гигиенического мониторинга. Издан совместный приказ МЗ РФ и Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды №410/122 от 15.11.99 г. «О повышении эффективности функционирования систем социально-гигиенического мониторинга и мониторинга окружающей природной среды», приказ МЗ РФ от 27.08.99 №344 «Об организации работ по 2-му этапу социально-гигиенического мониторинга». В Правительство РФ представлен проект постановления об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге. К концу 1999 г., по информации 53 центров госсаннадзора, число специализированных структурных подразделений составило 441. В развитие закона необходимы проекты постановлений Правительства РФ об утверждении Положения о госсанэпидслужбе РФ и госсанэпиднормировании, приказы МЗ РФ об утверждении методических рекомендаций (Г.Г.Онищенко, 2000).              

Кодекс эколого-гигиенического информационного поведения лечебно-профилактических учреждений, врачей для сохранения  здоровья населения. На основании проведенных автором исследований (1985-2001) были разработаны практические рекомендации для внедрения:

1. С целью  сохранения жизни людей, индивидуального и общественного здоровья больших групп населения целесообразна разработка кодов информационного поведения органов управления, специализированных федеральных и региональных служб при кризисных, чрезвычайных ситуациях, внедрение алгоритмов в отраслевой и межотраслевой деятельности, кодексов правил в функциональной компетенции и деонтологии ряда профессиональных групп.        

2. В качестве наиболее приемлемой организационно-правовой формы в регионах, обеспечивающей межведомственную координацию, учет территориальных особенностей, гигиеническую направленность рекомендаций целесообразны специализированные структурные подразделения региональных центров госсаннадзора, осуществляющие комплексный социально-гигиенический мониторинг и мониторинг окружающей информационной среды.        

3. В системе здравоохранения на федеральном уровне целесообразно:     

- развитие в том числе на основе компьютерных технологий единой информационной системы с совершенствованием медико-статистических показателей учета и отчетности;     

- организация мониторинга за обусловленными окружающей информационной средой показателями здоровья в рамках функционирования социально-гигиенического мониторинга;     

- оптимизация системы информационного обеспечения населения, которая может базироваться на системе выявленных основных принципов и частных закономерностей информационной гигиены.

4. Разработанную комплексную поэтапную методологию (изучение аксиом и законов  информационной экологии и гигиены,

- разработка кодов, алгоритмов и кодексов информационного поведения, - подготовка и применение конкретных мер по производству, хранению, передаче, приему и анализу информации)  с целью  сохранения жизни людей, здоровья больших групп населения целесообразно использовать для

- дальнейшего на государственном уровне совершенствования правового, методического, научно-технического, медико-профилактического и организационного обеспечения информационной гигиены,

- разработки целевых федеральных программ, формирования, развития и реализации концептуальной модели информационной политики, доктрины и государственной политики в области информационной безопасности Российской Федерации.             

 5. Систему выявленных аксиом и законов информационной экологии и гигиены, комплексную поэтапную методологию, разработку кодов, алгоритмов и кодексов информационного поведения целесообразно использовать в рамках международных гуманитарных программ по оздоровлению окружающей информационной среды и устойчивому развитию с целью сохранения жизни и здоровья населения.

Про разработку и внедрение кодекса информационного поведения в деятельности органов государственного санитарного надзора и в психиатрической практике см. Приложение 6.

Скачать полную версию

 

 

Источник: А.Л. Еремин НООГЕНЕЗ И ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА – 2005

к списку работ
Разработка
сайта
"Кубанская интернет-компания"
На сайте представлены опубликованные работы. Все права защищены © Еремин А.Л.
Ссылка на авторство обязательна.