Главная Почта Поиск Карта сайта English version
версия для печати

Часть 5. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

 Глава из книги:

Еремин А.Л. Ноогенез и теория интеллекта. Краснодар: СовКуб, 2005. – 356 с.

http://a-eremin.ru/rus/

Наука об изучении человечества еще не состоялась.

Более того, даже не предложен адекватный термин для этой системы знаний (отчасти, возможно, это потому, что в общепринятом в науке древнегреческом языке понятие «человечество» не было распространенным, а если и употреблялось, то обозначалось термином «kosmos», применяемым также для «вселенной»).

Человеческий род имеет биологическую природу. Попробуем разобраться, есть ли в естественнонаучной системе знаний об эволюции живой природы, появлении и развитии многоклеточных организмов и биологических сообществ явления, сходные, аналогичные или кардинально отличные феноменам, проявляющимся с появлением глобальной популяции человечества.

5.1. ФЕНОМЕНЫ НООГЕНЕЗА И РЕФЛЕКСИИ ГЛОБАЛЬНОЙ ПОПУЛЯЦИИ

5.1.1. Ноогенез глобальной популяции

В 1933—1935 гг. П. К. Анохиным было предложено понятие «системогенез» для характеристики процессов избирательного объединения структурных образований в функциональные системы при индивидуальном развитии многокомпонентного организма. В 1939 году А. Н. Северцов обосновал учение о «морфогенезе» — формообразовании; закономерных процессах образования формы, структуры, организации живых тел (цит. по К. В. Судакову, 1980). Справедливости ради следует отметить, что в 1955 году естествоиспытатель, философ и теолог П.Тейяр де Шарден (P.Teil-hard de Chardin, 1955) предложил использовать термин «ноогенез», как «развитие духа» с формированием «царства человеческого разума», проникнутого единым религиозным мировоззрением, в общем направлении сближения науки и религии под эгидой веры. Такая трактовка не вписывалась в рамки существующей естественнонаучной системы знаний и явно выходила за пределы общепринятой терминологии ряда известных понятий онто-, фило-, эмбрио-, морфо-, системогенезов.

В 2003 году была проведена аналогия между системностью клеточной популяции головного мозга и популяцией человечества и предложено понятие (А. Л. Еремин, 2003, 2004): ноогенез (гр. noo — разум) — это эволюционный морфофункциональный процесс развертки в пространстве и развития во времени интеллектуальных систем (интеллектуальной эволюции). В 1926—1928 гг. Э. Ле-Руа впервые использовал в лекциях парижского Колледж де Франс и статьях термин «ноосфера» (Е. Le Roy, 1927). Философ и математик, один из представителей «католического модернизма» Ле-Руа, опирался, в том числе на биогеохимические явления биосферы, изложенные в лекциях В. И. Вернадского в Сорбонне в 1922—1923 гг. В свою очередь В. И. Вернадский начал в 30-х годах применять термин «ноосфера», как исторически неизбежную стадию развития биосферы, характеризующуюся, якобы такими уже созданными предпосылками: человечество стало единым целым; преобразовались средства связи и обмена; открыты новые источники энергии; подъем благосостояния трудящихся; равенство всех людей; исключение войн из жизни общества (В. И. Вернадский, 1988). Однако в то время население Земли приближалось всего лишь к 1 млрд; атомная энергетика не появилась; телевизоров, сотовых телефонов, спутниковой и Интернет связи не было; человечеству еще предстояло испытать ужасы второй мировой войны.

Рост и достижение критического количества компонентов глобальной интеллектуальной системы. В XVII веке Р.Декарт предложил классический рецепт, позволяющий «справиться» со сложными системами, — разложение их на все более мелкие детали до тех пор, пока не будет достигнут уровень, на котором эти детали или части, станут понятными (R. Descartes, 1897). В 1824 году Дютроше открыл нейрон (нервную клетку) (R.Dutroc-het, 1824) — основную структурную и функциональную единицу нервной системы. В 1871 году Ч.Дарвин опубликовал «Происхождение человека» (Ch. Darwin, 1871), книгу, давшую толчок развитию антропологии — разделу биологии, изучающему природу человека. В 1999 году С. П. Капица опубликовал динамику увеличения количеств компонентов глобальной интеллектуальной системы (рис. 5.1).

В XX веке из оценочных данных различных ученых сложилась статистика, при анализе которой становится ясно, что максимальное количество основных «компонентов» популяции нейронов мозга и популяции людей, составляющих человечество приблизительно (в порядковом отношении) сравнимо и составляет 109—1012 компонентов (подробно рассмотрено в главе о ноогенезе).

Эволюция численности человечества повторяет эволюцию в филогенезе и онтогенезе мозга. В 1866 году Э.Геккелем была предложена формулировка биогенетического закона «онтогенез (индивидуальное развитие) есть быстрое и краткое повторение филогенеза (исторического развития)» живых организмов (E.Haeckel, 1866). Биогенетический закон не оценивал количественно-качественные закономерности морфофизиологии развития особой группы биологических систем — интеллектуальных, и не учитывал возможности повторения этих особенностей при развитии популяции нейронов головного мозга человека и популяции человечества как интеллектуальной системы.

По аналогии с основным биогенетическим законом была выдвинута (А.Л.Еремин, 2004) гипотеза ноогенетического закона, описывающего связь между развитием человечества и эволюцией филогенеза и онтогенеза мозга человека: численность, автономность, ряд синергетически управляемых информационно-интеллектуальных функций, характеризующих человечество на различных этапах эволюции, начиная от его зарождения до развитого состояния и, являющихся сжатым повторением отдельных черт длительной эволюции, пройденной нервной системой, от простейших форм в древние времена до настоящего мозга человека, и также является длительным повторением ряда характеристик эволюции, которую проходит индивидуальный головной мозг человека от эмбриональных клеток до развитого структурно-функционального состояния.

Иными словами, в эволюции человечества проявляются в кратком повторении отдельные черты филогенеза и в длительном повторении некоторые характеристики онтогенеза мозга человека. Сравнительное моделирование динамики количеств интеллектуальных компонентов представлено на рис. 5.2.

Из проведенного анализа в главе о ноогенезе можно сделать вывод: эволюция человечества по численности повторяет эволюцию численности нервных клеток, и, как следствие — возможно, повторяет некоторые количественные, а соответственно, от них зависящие качественные информационные, функциональные, параметрические, синергетические характеристики филогенеза и онтогенеза головного мозга человека.

Совокупность же знаний о морфо-функциональных закономерностях рождения интеллектуальных систем может быть объединена в ноогонию — раздел науки о происхождении разума.

5.1.2. Рефлексия интеллектуальной системы глобальной популяции

Рефлексия и интеллектуальность. Еще Рене Декарт (1596—1650) описал рефлекторную дугу и предложил основы «рефлекторной теории», по которой реакции организма представляют собой отраженные ответы на воздействие окружающей или внутренней среды организма, опосредованные через нервную систему (R.Descartes, 1897). К 1904 году И.П.Павлов предложил учение об «условном рефлексе» — явлении в высшей нервной деятельности, а затем принцип «нервизма» — концепцию преимущественного значения нервной системы в регулировании физиологических функций и процессов живых организмов. Рефлекторная теория и идеи нервизма не давали объяснений отмечаемым в последнее время первым внешним признакам проявляющегося центрального феномена — рефлексии глобальной популяции человечества на Земле.

Учитывая, что к основной функции интеллектуальных систем относится отражение объективной реальности, мною предлагается понятие «рефлексия (рефлекс) интеллектуальная (интеллектуальных систем)» — возникновение, изменение или прекращение функциональной активности интеллектуальной системы (человека, человечества) в ответ на поступившую информацию, с реализацией функции целенаправленного, опосредованного и обобщенного познания, активного отражения объективной реальности, логического и творческого мыслительного процесса.

Рецепторы человечества (лат. receptio —принятие, прием) — образования, способные воспринять, трансформировать и передать информационно-значимую энергию внешнего стимула в систему человеческой популяции. Из-за ограничений объема статьи мы не будем приводить всю совокупность примеров интрарецепторов (лат. intra — внутри, между) ноосферы, которые в виде зондов, датчиков, разведок и прочего принимают информацию из окружающих био-, атмо-, гидро-, литосфер. Остановимся на некоторых экстрарецепторах (лат. extra — вне).
Такого феномена нет ни у какой другой земной популяции, а именно, «глаз и ушей» направленных на восприятие, трансформирование и передачу информации из космоса. К самым большим «глазам» можно отнести установленный в 1976 году в России телескоп-рефлектор с зеркалом диаметром 6 м; субмиллиметровый телескоп в США с параболическим зеркалом 15м; телескоп, проектируемый Южно-Европейской обсерваторией в Чили с 4-мя 8-метровыми телескопами; в 1990 году выведенный НАСА на орбиту «Эдвин Хаббл» с отражателем диаметром 240 см; проектируемый на замену «Хаббла» к 2010году космический телескоп с зеркалом диаметром 6,5м.

Рис. 5.3. Самые большие экстра рецепторы «глаза» и «уши» человечества — обсерватории и телескопы, наблюдающие за космосом

К самым большим «ушам» можно отнести радиотелескопы «Arecibo» в Пуэрто-Рико диаметром 300 м и Very Large Array в Новой Мексике, состоящий из 27 тарелок, каждая диаметром 25 м. Но действительно ли прием информации из космоса интересует популяцию человечества? Ответом может послужить тот факт [Washington ProFile, 15 июня 2004], что сайт HACA/NASA с фотографиями поверхности Марса, сделанными космическим аппаратом Pathfinder, за три недели посетили 46 млн пользователей.

Рефлекторные пути человеческой популяции. В 1924 году И. П. Павлов писал: «Декарт триста лет назад установил понятие рефлекса, как основного акта нервной системы. Та или другая деятельность организма есть закономерный ответ на тот или другой внешний агент, причем эта связь деятельного органа с данным агентом, как причины со следствием, устанавливается при помощи определенного пути» (И.П.Павлов, 1952,с.З). Путь рефлексии (лат. reflexio — отражение) в человеческой популяции — совокупность образований, необходимых для осуществления рефлекторной функции. Длина пути коммуникаций между людьми лежит в промежутке между наименьшим расстоянием при разговоре в 1 м до общения с помощью электронных средств связи, длина которых соизмерима с размерами Земли (4-107м длина экватора). Допустим среднюю — 104м. Допустим также, что в среднем количество синапсов и получателей информации — 1000. Количество людей на Земле приближается к 10 млрд (в настоящее время 6 млрд). Соответственно, общая длина коммуникативной сети интеллектуальной системы популяции человечества может быть соизмерима с 1017м

Скорость глобальной мысли и интеллектуальное ускорение. В 1847 году Г. Гельмгольцем в работе «О сохранении силы» было дано обоснование справедливости закона сохранения энергии для процессов протекающих в живых системах (Н. Helmholtz, 1847), а в 1850—1871 гг. им были проведены первые измерения скорости распространения возбуждения по нервам. До настоящего времени для человеческой популяции не определены понятия и количественные оценки скорости и ускорения проведения информации, интеллектуальной силы и энергии.

Скорости взаимодействия внутри популяции между людьми в процессе эволюции возрастают от обусловленных физиологией человека природных скоростей зрительных, звуковых коммуникаций до скоростей с помощью специальных средств связи, и находятся в диапазоне 300—300 тысяч м/с (от скорости звука до скорости распространения электромагнитных волн, электротока, света). Допустим среднюю — 10 тысяч м/с. Быстродействие мозга человека как компонента интеллектуальной системы человечества: при допущении, что сигнал (слово, символ, цифра), передаваемый человеком с частотой 1 Гц (в 1 секунду), содержит 1 бит, а количество коммуникативных связей между людьми колеблется от одной при разговоре до миллионов при телевещании (допустим среднюю — 1000); быстродействие человека как компонента популяции будет составлять 1000 бит/с.

Ускорение интеллектуальное человечества, в отношении информационной операции в один бит может определяться быстродействием, умноженным на скорость взаимодействия (=107м/с2), умноженным на количество людей, и может составлять 1014 м/с2.

Стремление к интеллектуальному ускорению. Этот феномен популяции человечества могут иллюстрировать факты: пропускная способность коммуникативных каналов (телефонных, факсимильных и т. д.) увеличивается на порядок (т. е. в 10 раз) каждые 7 лет; по действующему уже в течение 40 лет «закону Мура» быстродействие микросхем удваивается каждые 18 месяцев.

Интеллектуальная энергия глобального разума. Энергия (греч. деятельность) интеллектуальная — количественная мера интенсивности взаимодействия компонентов интеллектуальной материи; способность интеллектуальной системы производить разумную деятельность, мыслительную работу или быть источником интеллектуальной силы, которая может производить работу; деятельная сила, соединенная с настойчивостью в достижении поставленной цели. Если абстрагироваться от разнообразия природы информационных операций и носителей информации, то, при упорядоченном состоянии структур интеллектуальных систем, характеристика информационного взаимодействия — интеллектуальная энергия (Е), которой обладает и которую затрачивает интеллектуальная система, находится в зависимости и характеризуется количеством информации (I), проводимой с ускорением (а) по рефлекторному коммуникационному пути (S). Или, выражаясь проще: Е = I∙a∙S.

Расчетная интеллектуальная деятельность, проводимая при проведении одного бита информации по всем рефлекторным путям человеческой популяции, при подставлении вышеприведенных данных в формулу, может соответствовать 1024 бит∙м22.

Итерация интеллектуальная. Возможно, феномены появления у человечества информационной инстинктивности и интеллектуальной рефлексии, а также движущая сила ноогенеза, обусловлены физиологией составляющих популяцию компонентов — Homo sapiens, а также реализацией эволюционной развертки с итерацией разумной (sapiens) функции. Итерация (лат. iteratio — повторение) — известное в науке явление неоднократно повторяющегося образования новой функции из данной функции. Итерация интеллектуальная — повторяющееся образование интеллектуальной функции, как горизонтально, в едином по размерам материальном ряду (интеллекты людей), так и вертикальный перенос повторения интеллектуальной функции на более высокий в иерархии материи размерный ряд (нейрон — мозг — человечество). Доказательные примеры аналогичных повторений в развитии, формировании и функционировании нейронной популяции мозга и глобальной человеческой популяции были опубликованы ранее (А.Л.Еремин, 2001, 2003, 2004) и представлены в данной книге.

5.1.3. Система интеллектуальных феноменов человеческой популяции

Совокупность особых проявлений человечества, проверяемых фактов, отличных от наблюдаемых в живой природе явлений, могли бы составить феноменологию человечества. К феноменам, не наблюдаемым у других биологических популяций, можно отнести:

  • появление биологического вида, обладающего синергией в рамках глобальной популяции;
  • ее эволюция по закономерностям ноогенеза с достижением критического количества интеллектуальных компонентов, сети синапсов и автономности;
  • наследование всей глобальной популяцией информации виртуальной и на материальных носителях;
  • стремление глобальной популяции к ускорению информационной рефлексии;
  • синергичное принятие решений и совместнодействие глобальной популяции;
  • появление у популяции общих структур (рецепторов), воспринимающих информацию из различных сфер Земли и Космоса.

Все эти явления могут приближать образовавшуюся глобальную популяцию человечества в биологическом, физиологическом, философском плане к такому понятию как живой организм — сложное организованное единство, совокупность физических и духовных свойств, согласованно действующих подсистем.

Спустя 200 лет после выхода «Феноменологии духа» Г. Гегеля (Н. Hegel, 1807) и 50лет «Феномена человека» П.Тейяр де Шардена (P.Teilhard de Chardin, 1955), развернувшиеся в конце XX — начале XXI вв. информационная революция, глобализация и наука, а, главное, эволюционное развитие, могут перевернуть представление о феноменах человека и человечества, благодаря объективным количественно-качественным явлениям. Развитие феноменологии человечества и учения о ноогенезе могли бы не только сделать более понятными такие явления как идеальное, социальное, психическое, но и отвергнуть некоторые идеологии или внести коррективы, например, в мальтузианство и дарвинизм, антропологию и другие учения, известные как в естественнонаучной системе знаний о живых организмах, так и в гуманитарных науках.

Важное прикладное значение феноменологии человечества может заключаться в открывающихся возможностях прогнозирования развития информационной сети между людьми и накопления ими информационного наследия, повышения эффективности интеллектуальных систем и использования интеллектуальной энергии популяции, разработки рекомендаций по завершению формирования и развитию деятельных органов (гр. organ on — орудие, инструмент) человечества, необходимых и достаточных для эффективных актов рефлексии глобальной популяции на вызовы окружающей природы и космоса, прогнозирования здоровья и продолжительности жизни человеческой популяции.

Дальнейший научный поиск феноменов человечества, классификация и систематизация их в феноменологию в XXI веке способствовали бы открытию новых путей к расширению горизонтов естествознания, формированию и гармонизации науки о человечестве, появлению помимо глобального разума и психики еще и сознания человечества, пониманию самых высоких идей миссии человечества и адекватного реагирования на вызовы современности.

5.2. ТРИ ЗАКОНА ДВУХ ПОЛУШАРИЙ

...что на самом деле представляет собой
хитросплетение наших социальных рамок...
что однажды должно стать структурными законами ноосферы?
П. Тейяр де Шарден (1881~1955)

Учитывая факты, связанные с двухполушарностью и асимметрией, предлагается обозначить основные три закономерности интеллектуальных систем с приводимыми ниже примерами.

5.2.1. Закон двухполярности

Закон 1 (двухполярность): Для интеллектуальной системы характерно стремление к двухполярности.

Можно рассмотреть морфо-физиологические модели в эволюционно-историческом и функциональном плане (рис. 5.4).

В модели интеллектуальной системы мозга человека:

  • такие образования как промежуточный мозг (diencephalus), средний мозг (mesencephalus), мост (pons) и др., а также древняя кора (paleocortex) и старая кора (archicortex), являются древними по происхождению в филогенезе и в первую очередь формирующимися в онтогенезе образованиями;
  • в онтогенезе из переднего отдела мозга выпячиваются два пузыря (конечный мозг — telencephalon), из которых возникают полушария головного мозга; кроме того, перечисленные древние образования головного мозга обладают коммуникационными, связывающе—объединяющими функциями;
  • общепризнанным является факт морфо-функциональной двухполушарности головного мозга.

 

Аналогии в модели интеллектуальной системы человечества:

  • «европейско-африканское образование» является более древним по происхождению образованием интеллектуальной системы человечества по подавляющему большинству ископаемых свидетельств гоминидов (ранних людей) в т.ч. Australopitecus, Homo habilis, H. erectus, H.sapiens пе-andertalensis. По мнению антропологов, люди впервые эволюционировали в Африке, и лишь позднее, около миллиона лет назад двинулись на север, в Европу, и на восток, в Китай; можно предполагать, что более древняя черная раса явилась первоисточником для происхождения белой и желтой расы человечества;
  • безусловна историческая значимость «европейско-африканского образования» и его древних цивилизаций в формировании и распространении миграционных потоков людей, культур и информации (шумерской, египетской, греческой, римской, аравийской, христианско-исламской, англо-франко-немецкой, португало-испаноязычной и пр.);
  • интеллектуальная биполярность морфо-функциональной модели интеллектуальной системы человечества может быть обусловлена, с одной стороны, «американской», с другой — «азиатской» «полусферами» (рис. 5.4).

Здесь уместно вспомнить, что в отношении исторического происхождения, миграции и значения разумных людей, рас, наций, писал в 1955 году занимавшийся антропологией П.Тейяр де Шарден: «... на огромной, но вполне определенной площади, которая простирается от Южной Африки до Китая и Малайи, в конце третичного периода в горах и лесах антропоиды были гораздо более многочисленны, чем теперь... африканские австралопитеки, представляются значительно большими гоминидами, чем все, что нам известно из живых существ... В долинах Евфрата и Нила, на берегах Средиземного моря, вследствие исключительного сочетания местоположения и народов в течение нескольких тысячелетий произошло благоприятное смешение, благодаря которому, не теряя своей подъемной силы, разум сумел обратиться к фактам, а религия совместиться с действием...

Еще господствует крайняя неясность относительно значения и распределения столь разнообразных групп, на которые на наших глазах разбивается человеческая масса, — расы, нации, государства, отечества, культуры и т.д... По каждой антропологической линии пробивается и возрастает человеческое... эти расы, эти нации, эти государства в своем сплетении бросают вызов проницаемости анатомов и этнологов... это множество в целом ...не что иное как скопление блесток, посылающих друг другу один и тот же отраженный свет... Дивергенция уступает место и подчиняется конвергенции, при которой расы, народы и нации консолидируются и совершенствуются путем взаимооплодотворения... Массовое сплочение человечества; народы и цивилизации достигли такой степени периферического контакта или экономической взаимозависимости, или психической общности, что дальше они могут расти, лишь взаимопроникая друг в друга... Если у человечества есть будущее, то оно может быть представлено лишь в виде какого-то гармонического примирения свободы с планированием и объединением в целостность. Распределение ресурсов земного шара. Регулирование устремления к свободным пространствам... Физиология наций и рас... геодемография...».

5.2.2. Закон асимметрии

East or West Global is best.
(автор)

Закон 2 (асимметрии): £$a полушария интеллектуальных систем стремятся к формированию гармоничной асимметричности.

Анатомические различия между полушариями головного мозга детально были исследованы в 1968 году Н.Гешвиндом и У.Левитски.

В последующих многочисленных исследованиях было показано, что у правшей сильвиева борозда выше справа, задний рог бокового желудочка длиннее слева, лобная доля шире справа, затылочная доля шире слева, лобная доля выдается справа, затылочная доля выдается слева (рис. 5.5).

На рисунке представлена также количественно-морфологическая двухполушарная модель интеллектуальной системы человечества, которая демонстрирует, что, при различной геофизике, наблюдается примерно сходное количество людей в условных восточном и западном полушариях. Аналогично, в головном мозге количество нейронов в левом полушарии в порядковом отношении равно таковому в правом.

Кроме того, на рис. 5.5 представлены данные (*) Департамента народонаселения ООН и World Resources Institute по увеличению, приросту численности людей — компонентов интеллектуальной системы человечества. Из этих данных ясно, что наибольший рост количества людей идет в западном полушарии, что может свидетельствовать о наметившейся тенденции к более полному сравниванию в двух полушариях количеств компонентов интелсистемы человечества.

Из анализа существующих современных данных по распространенности случаев суицида в мире (рис. 5.6), можно заключить, что, очевидно, что-то неблагополучно в «восточном» полушарии. Так как в Северной и Южной Америке (0,8-109 населения) практически на всей территории количество случаев суицида < 13 и даже < 6,5 на 100000 населения, в то время как на подавляющей части Европы (0,8-109 населения) и Азии (3,7-109 населения) количество случаев суицида > 13.

 

Возможно, дальнейший углубленный анализ данной проблемы может развиваться, в том числе, с учетом гипотезы о двухполярности глобальной интеллектуальной системы. Фактами является то, что в восточном полушарии больше людей, чем в западном, а также — в восточном полушарии ниже рождаемость и выше распространенность суицида, чем в западном.

По данным Бюро Переписи Населения США\US Census Bureau в 2002 году в мире по количеству населения были на первой позиции — Китай (восточное полушарие), на второй — Индия (в. п.), на третьей — США (западное полушарие), далее в списке: Индонезия (в. п.), Бразилия (з. п.), Пакистан (в. п.), Россия (в. п.), Бангладеш (в. п.), Нигерия (з. п.) и Япония (в. п.). К 2050 году наиболее густонаселенной страной мира станет Индия (в. п.). В первую десятку стран, обладающих наибольшим населением также войдут: Китай (в. п.), США (з. п.), Индонезия (в. п.), Нигерия (з. п.), Бангладеш (в. п.), Пакистан (в. п.), Бразилия (з. п.), Конго (з. п.) и Мексика (з. п.). Россия займет 11-е место (26 Марта 2004 Washington Pro File). По этим данным и прогнозам, если в 2002 году отношение стран с наибольшим количеством населения в восточном и западном полушариях, было 7/3, то к 2050 году отношение наибольших стран сравняется в восточном и западном полушариях: 5 = 5.

Гипотеза — в двухполушарной интеллектуальной системе человечества наметилась в начале XXI века к реализации тенденция к равномерности распределения людей на поверхности Земли, сравниванию количеств разумных компонентов в обеих (восточной и западной) полусферах глобальной интелсистемы.

Функциональную асимметрию мозга открыл в 1861 году П.Брок, начав изучать «центр» речевой моторики в левом полушарии головного мозга. В ходе последующих исследований был выявлен целый ряд асимметрий среди высших психических функций (Е. Д.Хомская, 1987). Левое полушарие анализирует информацию последовательно, по мере поступления (речь человека). Правое полушарие обрабатывает информацию как целое, создает образ предмета (зрительная информация) (табл. 5.1).

Логика проводимых аналогий между моделями двух видов интеллектуальных систем связана с попыткой осмысления современного этапа и закономерностей на перспективу развития глобального интеллекта планеты: от идеи «двухполярного — однополярного мира», к идее «два полушария — один глобальный интеллект».

Таблица 5.1. Примерное сравнение функциональной асимметрии полушарий интеллектуальных систем мозга и человечества

МОЗГ ЧЕЛОВЕКА
Среди речевых, перцептивных, мнестических, интеллектуальных функций преобладает
В ЛЕВОМ ПОЛУШАРИИ В ПРАВОМ ПОЛУШАРИИ
вербальное, логико-грамматическое, сознатель­ное, рациональное, абстрактное, аналитическое, управляемое, концентрированное, напряжение невербальное, визуально-пространственное, бессознательное, интуитивное, конкретное, синтетическое, спонтанное, диффузное, комфорт
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ЗЕМЛИ
среди языковых, вероисповедных, психотехнических, этических функций преобладает
В ЗАПАДНОМ ПОЛУШАРИИ В ВОСТОЧНОМ ПОЛУШАРИИ
26 времен в грамматике — приоритет по­следовательности событий при кодировании и восприятии (английский, а также др. языки) Десятки тысяч иероглифов — приоритет образ­ности и целостности предметов при кодировании и восприятии (китайский, японский и др. языки)
Единобожье абстрактное концен­трированное (христианство)Пантеизм конкретный, но диффузный (буддизм и др.)
Исповедь рациональная аналитическая Медитация интуитивная синтетическая
Напряжение концентрированное Миросозерцание диффузное комфортное («восточная этика и философия»)

5.2.3. Закон «два полушария — один глобулярный мозг»

... банальный факт, в котором, однако, в действительности проявляется одна из самых фундаментальных черт космической структуры — округлость Земли... То ли еще можно сказать о его функции в ноосфере! От Запада и до Востока эволюция отныне занята в другом месте, в более богатой и более сложной области — вместе со всеми сознаниями она создает дух. Вне наций и рас неизбежно происходит образование единого человечества. П. Тейяр де Шарден (1881—1955)

Закон 3 (два в одном): Два полушария интеллектуальной системы стремятся работать как единое целое (один мозг, один интеллект, одно глобальное сознание).

Согласно Д. Джейнсу (1976), более трех тысяч лет назад у человека был «бикамеральный разум» — два полушария мозга действовали до некоторой степени независимо друг от друга. А единство личности, сознание человека, возникло в истории человеческого рода около трех тысяч лет назад, когда появилась письменность и культура стала более сложной (пит. по Ф.Блуму и др., 1988).

Приведем сравнительные примеры интеллектуальных систем.

Расщепленный разум интеллектуальных систем.

Два полушария головного мозга соединены между собой пучками волокон, из которых крупнейшим и важнейшим является мозолистое тело. Во время эпилептического припадка аномальная и все более бурная импульсная активность нейронов распространяется от пораженного участка на другие области мозга. Когда она через мозолистое тело передается другому полушарию, припадком оказывается охвачен весь мозг. В некоторых случаях, когда эпилепсия угрожает жизни больного и не поддается иному способу лечения, нейрохирурги, чтобы сдержать нервный взрыв, скальпелем перерезают мозолистое тело.

Аналогично, при чрезвычайной идеологической активности в XX веке политхирурги «железным занавесом» разделили планету на западное полушарие с НАТО и «Большой Семеркой» капстран и восточное с Варшавским Блоком и Советом Экономической Взаимопомощи стран соцлагеря.

Эмоциональный разум интеллектуальных систем.

В 1929 году У. Кэннон, затем Ф. Бард и в 1937 году Д.У. Папес заложили основы нейроанатомии эмоций и значения лимбической системы (таламус, гипоталамус, миндалина, гиппокамп). Стало ясно, что определенные структуры мозга отвечают за эмоциональное восприятие, возбуждение, переживание, «поток мысли» (Ф. Блум и др., 1988).

В порядке сравнения интеллектуальных систем мозга и человечества, с учетом учения К. Г. Юнга о «коллективном бессознательном» и Л. Гумилева об «этногенезе», можно привести глобальные примеры: в западном полушарии в XVIII—XX вв. последовательно Англия, Франция, Германия, США были активными, агрессивными, возбуждающими распространителями информации, языка, идеологии (от войн, капитализма, английского языка, до охвата единым информационным пространством Европы); в восточном полушарии в XX веке — Россия (социализм, охват единым информационным пространством СССР, блока соцстран); Китай, Индия, Япония — с капитализмо-социализмом «с восточным лицом».

Инсульт, травма и однополярный мир. У мужчин повреждение одного из полушарий, левого, приводит к дефектам вербальных функций, а правого — к дефектам пространственных функций.

При развале СССР — одной из двух политически противостоящих супердержав, стоявшей во главе половины мировой полусистемы нарушился мировой баланс с последовавшими межнациональными конфликтами, экономическими кризисами и многочисленными жертвами. Между тем, оставшиеся культуральные различия восток—запад, возможно, в случае возрождения своих полноценностей смогут взаимообогащать друг друга по принципу «единство в многообразии».

Ретикулярная формация и Интернет. В 1949 г. Г.Мэгун и Г.Моруцци обнаружили, что особое нервное образование, по своим функциональным свойства приспособлено к тому, чтобы регулировать состояние мозговой коры, изменяя ее тонус и обеспечивая ее бодрствование. Поскольку морфологически оно построено по типу нервной сети, в которую вкраплены тела нервных клеток, соединяющихся друг с другом отростками, оно было названо ретикулярной формацией (лат. reticulum — сеть). Так совпало, что ровно через 20 лет после этого открытия в интелсистеме мозга у человечества появилась первая компьютерная сеть, а ровно через 40 лет — HTML — язык Интернета (англ. net — сеть).

Кроме вышеизложенных аналогичных закономерностей, параллельно с позициями фрактального геометрического построения интеллектуальных структур, следует отметить просматриваемую закономерность глобулярности (сферичности) интеллектуальных систем (фр. globulaire — шарообразный, лат. globulus шарик) — свойство-характеристика стремления к компактной форме шарообразности известных интеллектуальных структур.

Источник: А.Л. Еремин. НООГЕНЕЗ И ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

к списку работ
Разработка
сайта
"Кубанская интернет-компания"
На сайте представлены опубликованные работы. Все права защищены © Еремин А.Л.
Ссылка на авторство обязательна.