Главная Почта Поиск Карта сайта English version
версия для печати

5.5. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ (УПРАВЛЕНИЕ), ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА (ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ) В XXI ВЕКЕ

Действительность почти всегда опережает воображение пророков... Невозможное сегодня станет возможным завтра.
К. Э. Циолковский (1857—1935)

Глава из книги:

Еремин А.Л. Ноогенез и теория интеллекта. Краснодар: СовКуб, 2005. – 356 с.

http://a-eremin.ru/rus/

Известна история возникновения и развития школ и учений системы знаний менеджмента (М.Х.Мескон, 1999), которую можно изобразить графически (I—VII на рис. f5.8) с обозначением тренда развития и накопления системы знаний (X).

Приf проведении анализа мною было выведено для наглядности графическое изображение эволюции учений об управлении (X на рис. 5.8), которое было сопоставлено с графическим изображением эволюции количества людей на Земле (рис. 1.1), формированием взаимодействия между ними (риfс. 1.3) и ноогенезом. Наглядная схожесть в графиках может свидетельствовать о том, что к концу XX и в начале XXI века с ростом количества людей нарастала и система знаний, связанная с актуальностью иерархического управления внутри системы «человечество».

Не вдаваясь в изложение особенностей каждой школы и эволюционирования взглядов и понятий в теории менеджмента, хотелось бы отметить общепринятый в настоящее время системный подход, по которому каждая организация (институт, группа, фирма, государство) рассматривается как система, имеющая внутреннюю среду (ресурсы, в том числе людские и коммуникационные) и зависящая от взаимодействия с внешней средой.

Учитывая представленную в настоящей книге теорию интеллектуальных систем, мною предлагается введение понятия «интеллектуальный менеджмент» (менеджмент макросоциума и его подситсем: нано-, микро-, миллисоциумов), особенности которого заключаются в реализации присущих для интеллектуальных систем характеристик и функций (автономности, фрактальности, иерархичности, диссипативности, наследственности и памяти, когерентности, двухполярной асимметрии, синергичности).

Интеллектуальный менеджмент как бы объединяет системный и ситуационные подходы, развиваемые в последнее время в системе знаний об управлении. Основными же отличительными чертами «интеллектуального подхода» от системного и ситуационного является то, что автономные системы, также как и ситуации в природе и человеческом обществе наблюдаются различные, и только для интеллектуальных систем является характерным «рефлексия интеллектуальная» и «информационный инстинкт», которые и формируют «доминанту интеллектуальных систем» с их объективным преимуществом — лучшими способностях к приспособляемости в окружающей среде, благодаря свойству активного отражения объективной реальности.

Вышеобозначенные возможные цели человека, нано-, микро-, мил-лисоциумов могут способствовать формированию стратегии поведения и управления. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии системы и достижение ее целей, (гр. strategos — искусство генерала (Александр Македонский).

Процесс стратегического планирования можно представить в виде последовательности этапов:
миссия системы → цели системы → оценка и анализ внешней среды → исследование сильных и слабых сторон → анализ стратегических альтернатив → выбор стратегии → реализация стратегии → оценка стратегии

При формировании конкретики по времени и ситуации цели должны быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, долгосрочными или краткосрочными, достижимыми и перекрестно поддерживающими.

Цели могут касаться: ресурсов (пространственных, временных, энергетических), возможностей и мощностей (скоростных, новых технологий, информационных, производственных), системной взаимосвязи и ответственности.

Цели государств. Государство, являясь политической организацией милли- и микросоциума, по сложившейся традиции объявляет, ратифицирует свою основную цель в основном законе — Конституции. Не вдаваясь в сравнительный исторический и международно-правовой анализ эволюции целей государств, достаточно отметить, что при несформировавшейся единой интеллектуальной системе человечества отсутствовали и единые цели. В связи с этим социумами различных государств, а часто их политическими элитами, определялись на их взгляд оправданные на данный исторический момент цели. В современной цивилизации, когда человечество приближается к формированию автономной интеллектуальной системы, цели существующих Конституций могут выглядеть устаревшими. Сравните, например, I абзац Конституции США, в котором обозначена цель: «Мы народ Соединенных Штатов, для того, чтобы формировать более лучший союз, ...обеспечения общей обороны, ...посвящаем и утверждаем эту Конституцию...», — с целью государства-социума Венесуэлы, по Конституции которой обозначено стремление занять достойное место среди развитых государств.

В этой связи заслуживают внимания слова Андрея Дмитриевича Сахарова, который, в конце XX века, в условиях первоначально намечавшейся не деструкции, а реформирования Советского Союза, написал проект Конституции: «Европейско-Азиатский Союз опирается в своем развитии на нравственные и культурные традиции Европы и Азии и всего человечества, всех рас и народов... Цель народа Союза Республик Европы и Азии — счастливая, полная смысла жизнь, свобода материальная и духовная, благосостояние, мир и безопасность для граждан страны, для всех людей на Земле независимо от их расы, национальности... Союз стремится к сохранению среды обитания, к сохранению внешних и внутренних условий существования человечества и жизни на Земле в целом... Глобальные цели выживания человечества имеют приоритет перед любыми региональными, государственными, национальными, классовыми, партийными, групповыми и личными целями»...

Вышеизложенное целесообразно дополнить высказываниями: «Нации — это богатство человечества, это обобщенные личности его; самая малая из них несет свои особые краски, таит в себе особую грань Божьего замысла», — А. И. Солженицын; «Я считаю, что для всех народов есть место вокруг очага разума», — Ромен Роллан. К этим словам можно добавить: человечество и есть тот глобальный очаг разума, собравшись вокруг которого все люди, все нации могут и согреться и продемонстрировать красочный фестиваль единства в разнообразии и засверкать новыми гранями.

Возможно, одним из судьбоносных решений ООН могло бы стать утверждение Советом Безопасности или Генеральной Ассамблеей ООН рекомендаций об «унификации целей Конституций» государств-членов в соответствии с потребностью единой человеческой популяции как автономной системы.

Кроме того, за 60 лет существования ООН кардинально изменилась сама человеческая популяция по количественным характеристиками демографии (каждые 30 лет происходило удвоение мирового населения), использованию средств связи и информации. В самой системе ООН за это время помимо структур антивоенной и поддержания порядка направленности появилось множество (около 50) других специализированных учреждений интеллектуального направления, взаимоотношения с окружающей средой, планирования ресурсов человеческой популяции: ООН по образованию, науке и культуре (UNESCO), Всемирная организация здравоохранения (WHO), Программа ООН по окружающей среде (UNEP), Фонд ООН для деятельности в области народонаселения (UNPF), Всемирный продовольственный совет (WFC) и программа (WFP), Продовольственная и сельскохозяйственная ООН (РАО), Международный союз электросвязи (ITU), Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO) и пр. В условиях не прекращающихся разговоров о необходимости реформирования ООН, первым шагом могло бы быть изменение Устава ООН, в котором «Мы народы объединенных наций, ...решили объединить наши усилия для достижения...» приняло бы редакцию, связанную с реализацией единой миссии человечества, формированием автономности глобальной интеллектуальной системы и таких ее свойств, как фрактальность, иерархичность, диссипативности, наследственность и память, когерентность и синергичность, двухполярная асимметрия. Все это могло способствовать формированию глобального сознания, пониманию интеллектуального императива в существовании человечества, активному отражению объективной реальности со стороны интеллек-туализированной человеческой популяции.

Но для того, чтобы определять конкретные историческо-временные цели, задачи и методы ситуационного поведения человеком или социумом различной величины необходимы интеллектуально-обоснованные решения.

Рациональные решения для достижения целей (в ситуативнfом, процессуальном, системном управлении, индивидуальном и социальном менеджменте, политике, кибернетике).

Решение — это выбор альтернативы. Принятие решений — это интегральная часть управления социумом различной величины (по количеству интеллектуальных компонентов). В менеджменте известна классификация видов решений.

1. Интуитивные решения — выбор, сделанный только на основе ощущения, что он правилен. Но полагаться на интуицию — это сталкиваться со случайностью, поэтому правильный выбор необходим с приложением логики.
2. Решения, основанные на суждениях — это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом Опираясь на опыт и здравый смысл, человек выбирает в существующей ситуации альтернативу, которая принесла успех в прошлом. Но сознательное или бессознательное избегание новых сфер деятельности может закончиться катастрофой «многие — рабы прямолинейного мышления».
3. Рациональные решения — объективный аналитический процесс по ситуации с гармоничным использованием как прошлого опыта, так и интуитивного прогнозирования.

Процесс рационального решения проблем обеспечивает не единичное решение, а совокупность выборов.

Этапы рационального решения проблем

1. Диагноз проблемы — выявляется на основании осознания и установления «симптомов». Некоторые общие симптомы — низкие качество и производительность, чрезмерные издержки, многочисленные конфликты. Для выявления причин возникновения проблемы необходимо собрать и проанализировать требующуюся внутреннюю и внешнюю информацию. Руководящие в иерархии структуры могут страдать от избытка информации, поэтому важно различать и фильтровать релевантную и неуместную информацию.

Релевантная информация (relevant — относящийся к делу) — это данные, касающиеся только конкретной проблемы, цели и периода времени.

2. Формулировка ограничений и критериев для принятия решения — возможные решения проблем должны быть реалистичны. Объективными ограничениями могут быть — нехватка средств, недостаточность компонентов, ресурсов, технологий; законы и этические соображения, а
также определяемое по иерархии сужение полномочий. Кроме ограничений необходимо определить стандарты (критерии) принятия решения.

3. Выявление альтернатив — углубленный анализ проблем необходим для разработки широкого спектра действительно различающихся альтернатив. После составления списка всех идей следует переходить к оценке каждой альтернативы.

4. Оценка альтернатив — сопоставление решений друг с другом и на соответствие критерия (стандартам) принятия решений. Все решения следует выражать в определенных формах, в которых выражена цель и по каждому параметру давать стандартную оценку.

5. Окончательный выбор — управляющий уровень просто выбирает альтернативу (автократично, консультативно или с полным участием всех интеллектуальных компонентов) с наиболее благоприятными общими последствиями.

Принятие решений интеллектуальной системой человечества. Глобальное управление, принятие решений (политика, кибернетика, менеджмент) могли бы стать торжеством планетарной демократии и интеллектуальной системы человечества. Возможно, будущее — за разработкой и внедрением, международного стандарта голосования — системы юридических, организационных, технических, экономических мер по оснащению распространенных технических средств связи защищенной, персонифицированной, с унифицированным приемом информации, кодированием и обратной связью системой голосования, которая могла бы использоваться в иерархии на местном, региональном, государственном, международном уровне для принятия решений по актуальным вопросам нано-, микро-, милли-  и макросоциума. Возможно, в этом будущая стратегия эффективного менеджмента в институтах, демократизации государств, реформировании для повышения эффективности ООН. Хотя, при внедрении подобного рода новшеств целесообразно помнить о необходимости знания ответа на непростой ноогенетический вопрос: какая интеллектуальная система на данный исторический момент, при данных условиях, уровне значимости и сложности проблемы и аналитико-син-тетического решения наиболее эффективна, рациональна, приемлема — мозга конкретного индивидуума или социума.

«Power» в переводе с английского означает власть, но также переводится и как энергия. Энергия же, как характеристика взаимодействия интеллектуальных компонентов, обозначена выше.

Приложение №6

ПРИМЕРЫ РАЗРАБОТКИ И ОБОСНОВАНИЯ МОДЕЛЕЙ, КОДОВ, АЛГОРИТМОВ, КОДЕКСОВ БЕЗОПАСНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ

(в деятельности лечебно-профилактических учреждений и врачей, при чрезвычайных ситуациях, в межнациональной и международной политике, внутренней и внешней государственной политике, информационной стратегии вооруженных сил, средств массовой информации и высших учебных заведений, журналистов и преподавателей, а также в сети Интернет)

Разработка и внедрение кодекса информационного поведения в деятельности органов государственного санитарного надзора осуществлялась на основе аксиом и законов информационной экологии и проведенных специальных медицинских исследований... Подготовленное информационное письмо «Современные эколого-гигиенические и медико-социальные особенности формирования окружающей информационной среды и ее влияния на индивидуальное и общественное здоровье населения» утверждено Главным государственным санитарным врачом Центра Госсанэпиднадзора в Краснодарском крае с рекомендациями использовать материалы для внедрения руководителям районных органов управления здравоохранением, главным врачам городских, районных центров Госсанэпиднадзора, медико-профилактических учреждений Краснодарского края.

Внедрение кодекса информационного поведения в психиатрической практике. Подготовленный примерный кодекс информационного поведения утвержден Главным психиатром Краснодарского края, внедрен в практическую деятельность Краевой клинической психиатрической больницы, преподавательскую деятельность и учебный процесс кафедры психиатрии факультета последипломной подготовки врачей Кубанской государственной медицинской академии, рекомендован для руководства специализированным учреждениям Краснодарского края и врачам-психиатрам (акт внедрения от 14. 06. 2000 г.).

Код и алгоритм безопасного информационного поведения при чрезвычайных ситуациях (политический, межнациональный кризис, экологическая катастрофа).

В опубликованных исследованиях автора (2001) анализ успешного применения информационно-экологического подхода проводился при преодолении экстремальной ситуация: регион страны при государственном перевороте, распад существующей политической системы, появление первых жертв гражданского противостояния, угроза здоровью населения.
19 августа 1991 года в Москве произошли экстремальные события, связанные с переделом политической власти, введением и перемещением по территории столицы военной техники, гражданскими волнения с участием вооруженных сил, при которых погибли люди. В результате в регионах, при дефиците информации, в условиях короткого промежутка времени создалась критическая ситуация, которая грозила повторением московских событий.

В сложившейся тогда ситуации, при недостатке информации и времени, на первое место выступала мотивация сохранения жизни горожан (что можно сопоставить с аксиомой 7, законами 6.4, 7.1). Моменты, связанные с промедлением для получения и анализа дополнительной информации отходили на второй план. Таким образом, теряла значимость информационная устойчивость (резистентность) и большее значение приобретала реактивность, а соответственно, — срочная оценка, производство и передача информации (табл. 4.1).

Таблица 4.1. Схема кода информационного поведения при правительственном кризисе

Свойство субъекта воспринимающего/производящего информациюФункция субъекта по отношению к информацииАксиома информационной экологии №  Закон информационной экологии №
РеактивностьАнализ, оценка, информации3,76.3., 6.4., 7.1., 8.2.
Производство, передача информации81.1., 2.3., 4.3.
 

Применительно к данной ситуации алгоритм информационного поведения политика в условиях кризиса с целью предупреждения гражданских и военных столкновений, возможно было представить следующим образом: срочный анализ информации — производство новой информации — адресное ее распространение — формирование системы субъектов, носителей новой идентичной информации.

В результате проведенных профилактических мер не было допущено в городе действий, которые могли бы привести к эскалации кризисной ситуации, обеспечена безопасность жизни и охрана здоровья горожан.

В другом опубликованном автором исследовании (2001) приводился анализ успешного применения информационно-экологического подхода при преодолении экстремальной ситуации: регион страны, межэтнический конфликт, погром представителей национальных меньшинств, появление первых жертв насилия.

К ноябрю 1992 года в Краснодарском крае сложилась ситуация, когда «парад суверенитетов» в соседних закавказских и северокавказских республиках продемонстрировал рост национального самосознания, что в немалой степени способствовало к образованию казачьих организаций в крае.

Между тем, волна миграции беженцев с территорий межнациональных конфликтов, вынужденных переселенцев с Кавказа и Средней Азии, экономических беженцев из закавказских республик, вместе с общей неблагополучной экономической ситуацией, могли способствовать росту недовольства среди отдельных слоев населения. В некоторых казачьих организациях в качестве виновников большинства бед и этнически «чужих» были обозначены армяне.

Таблица 4.2. Схема кода информационного поведения политика при конкретном экстремальном межэтническом конфликте

Свойство субъекта воспринимающего/производящего информациюФункция субъекта по отношению к информацииАксиома информационной экологии №  Закон информационной экологии №
РезистентностьПрием, восприятие информации12.1., 3.1., 3.2.
РеактивностьАнализ, оценка, информации3, 4, 76.3., 7.1., 8.2.
Производство, передача информации82.3., 4.3.

В ноябре 1992 года силами около 150 казаков Первомайского округа Екатеринодарского отдела Всекубанского казачьего войска в вечернее время была проведена «проверка паспортного режима» в общежитии Краснодарского политехнического университета. Акция была спланирована. По рассказам очевидцев, проводилась грубо, жестко, с насилием и даже грабежом. Казаки врывались в комнаты. Были факты «рукоприкладства». Некоторые студенты выпрыгивали из окон... «Проверке» без разбору подверглись в том числе адыги, иностранные студенты и другие лица «не русской внешности». На следующий день студенты-адыги вузов Краснодара, численностью около 300 человек, устроили митинг перед зданием краевой администрации.

Предлагается анализ разрешения кризиса в сопоставлении с информационно-экологическим подходом и выведением кода информационно-экологического поведения политика в конкретной кризисной ситуации.

В сложившейся ситуации, на первое место выступала мотивация сохранения жизни и здоровья горожан (независимо от национальности), межнационального согласия, взаимопонимания, добрососедства, а значит и социального благополучия лиц разной национальности, проживающих на данной территории. Преобладающее значение в кризисной ситуации приобретала информационная реактивность, а соответственно, — срочная оценка, производство и передача информации. Между тем, учитывая особенности вопроса межэтнических взаимоотношений, межнационального диалога и взаимопонимания, имели значение и информационная резистентность, восприятие и оценка информации.

Применительно к данной кризисной ситуации алгоритм информационного поведения политика с целью сохранения гражданского и межнационального мира и согласия можно было представить следующим образом: срочный анализ информации — производство новой информации — адресное ее распространение — формирование системы субъектов, носителей новой идентичной информации.

В результате проведенных в городе профилактических мер не было допущено действий, которые могли бы привести к эскалации межнационального конфликта, обеспечена безопасность жизни и охрана здоровья горожан.

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (2000) подчеркивается, что сложившееся положение дел требует безотлагательного решения таких задач, как: разработка основных направлений государственной политики, федеральных целевых программ, критериев и методов оценки эффективности систем и средств обеспечения информационной безопасности России, совершенствование нормативно-правовой базы, усиление ответственности должностных лиц, координация деятельности федеральных органов, развитие научно-практических основ, разработка и создание механизмов формирования и реализации, методов повышения эффективности, современных методов и средств защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий, и прежде всего используемых в системах управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами, создание и развитие современной защищенной технологической основы управления государством в мирное время, в чрезвычайных ситуациях и в военное время, расширение взаимодействия с международными и зарубежными органами и организациями при решении научно-технических и правовых вопросов обеспечения безопасности информации, передаваемой с помощью международных телекоммуникационных систем и систем связи, создание единой системы подготовки кадров в области информационных технологий и информационной безопасности.

Таблица 4.3. Конфликты начала XXI века
 
 
Концептуальные модели и кодексы безопасной межнациональной информационной политики. В XX веке межгосударственные взаимоотношения продолжали колебаться от интеграции до разрушения: I и II Мировые войны — образование Европейского Союза; образование Союза Советских Социалистических Республик — его распад — образование Союза Независимых Государств; образование Лиги Наций — ее распад — образование ООН. Многочисленные межнациональные вооруженные конфликты в мире, развивающиеся вместе с этими флуктуациями и помимо них, роль информации в возникновении, предупреждении, разрешении межнациональных конфликтов и постконфликтном строительстве, возрастающая роль дипломатических переговоров и конфликтологии могут подтверждать актуальность информационной экологии в международных отношениях.

В современных исследованиях указывается, что накануне XXI века мир вступает в новую полосу этноконфликтной истории, а также подчеркивается особо важная роль информационных процессов в этническом конфликте и в эволюции противоречий между этническими группами, в зарождении и развитии межэтнического конфликта (В.А. Авксентьев, 1997). Это подтверждает опубликованная современная, далеко не полная картина вооруженных конфликтов (Д. Макаров, 2001), представленная в таблице 4.3.

По данным Департамента Общественной Информации ООН на начало 2001 года контингент миротворческих сил ООН составлял 30690 военных, 7 764 полицейских, 3 500 гражданских (United Nations Peacekeeping from 1991 to 2000. Statistical Data and Charts. UN DPI. — December, 2000). На проведение миротворческих операций в 15-ти регионах в 2000 году международным сообществом было затрачено 2,5 миллиарда долларов. Количество погибших из миротворческого контингента составило 844 за период 1948—1990 гг. и 814 — за 1991—2000гг.

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (2000) отмечается, что к числу основных объектов обеспечения информационной безопасности относятся, в том числе свобода мысли и слова (за исключением пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду); русский язык как фактор духовного единения народов многонациональной России; языки, нравственные ценности и культурное наследие народов Российской Федерации.

В третьем опыте, ранее опубликован автором анализ успешного длительного применения информационно-экологического подхода в деятельности политиков, конфликтологов с целью формирования благоприятной инфосферы для сохранения психического, физического здоровья и социального благополучия граждан.

Опытная ситуация: многонациональный регион страны (Краснодарский край — 5 миллионов жителей 127 национальностей), близость вооруженных межнациональных конфликтов (армяно-азербайджанский, осетино-ингушский, осетино-грузинский, абхазо-грузинский, чеченский), длительный социально-экономический кризис, опасность межнациональных конфликтов и погромов, угроза физическому, психическому и социальному благополучию населения региона.

На основании анализа более 70 конкретных примеров информационного поведения из 10-летней реальной деятельности Центра национальных культур, объединяющего 30 краевых национальных организаций, разработан и предлагается примерный Кодекс информационно-экологического поведения политика-конфликтолога с целью предупреждения межнациональных конфликтов, оптимизации мультикультурного диалога, сохранения здоровья многонационального населения региона: аксиомы информационной экологии №1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10; законы информационной экологи № 1.З., 2.1., 2.3., З.1., 3.2., 3.3., 3.4., 4.1., 4.2., 4.3., 5.1., 6.1., 6.2., 6.3., 6.4., 7.1., 7.2., 7.3., 7.4., 8.1., 8.2., 9.1., 10.1.
На основании вышеизложенного была разработана концептуальная модель информационной политики для формирования благополучной информационной среды и сохранения здоровья населения (табл. 4.4).

Из анализа результатов анкетирования по специально разработанному вопроснику 28 экспертов-респондетов — руководителей национальных объединений Краснодарского края, можно утверждать, что 65,5% положительных ответов (против 21,1% отрицательных) на вопросы из области межнациональной информационной среды, разработанных на базе основных 10-ти аксиом информационной гигиены подтверждали значимость информационной среды для психического и социального благополучия людей разных национальностей.

Таким образом, результаты опроса, а именно, количество положительных ответов экспертов, могут косвенно подтверждать корректность применения к межнациональным отношениям концептуальной модели информационной политики и прикладное значение аксиом информационной гигиены.

Таблица 4.4. Концептуальная модель безопасной информационной политики для формирования благополучной информационной среды и сохранения здоровья населения

Свойство субъекта воспринимающего/производящего информациюФункция субъекта по отношению к информацииАксиома информационной экологии №  Закон информационной экологии №
РезистентностьПрием, восприятие информации1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 81.6, 2.1., 3.1., 3.2, 3.3, 3.4., 4.2., 5.1, 6.1, 6.2, 6.3, 7.1. ,7.3, 7.4, 8.2.
Хранение3, 5, 6, 9 1.3, 6.2, 6.3, 6.4, 7.1, 7.2, 9.1.
РеактивностьАнализ, оценка, информации3, 74.3, 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 7.1, 7.2, 7.3, 7.4, 8.1, 8.2.
Производство, передача информации1, 2, 4, 5, 8, 101.3, 2.1, 2.3, 3.1, 3.2, 3.3, 4.1, 4.3, 5.1, 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 7.1, 7.3, 7.4., 8.1,  8.2., 9.1. ,10.1.

Внедрение кодексов информационного поведения во внутренней и внешней политике. Разработанный экологический кодекс информационного поведения принят к внедрению в практическую работу Главного управления внутренней политики Администрации Президента Российской Федерации (письмо от 08.08.2000 № А 25-11-127);

Внедрение кодексов информационного поведения в информационной стратегии вооруженных сил Министерства обороны и Министерства внутренних дел РФ. Подготовлены и утверждены командиром Дивизии оперативного назначения на Северном Кавказе внутренних войск МВД РФ методические рекомендации «Эколого-гигиенический подход в информационном обеспечении личного состава, участвующего в межнациональных, локальных конфликтах» от 25.07.2000 №659;

С целью формирования информационной эколого-гигиенической стратегии для сохранения психического, физического и социального здоровья при предупреждении и разрешении межнациональных вооруженных конфликтов в условиях миротворческих операций, формирования единого информационного пространства среди многонационального личного состава вооруженных сил, постконфликтного строительства, планирования психогигиенических мероприятий при реабилитации личного состава, выведенного из локальных конфликтов, опубликован кодекс информационного поведения (К вопросу эколого-гигиенического подхода в информационной стратегии ВС РФ, участвующих в межнациональных конфликтах. Военно-морская и радиационная гигиена: итоги, достижения и перспективы развития. Доклады конференции. — СПб: ВМА, 2000. - С.256-259). Внедрение кодексов информационного поведения в международных, межнациональных отношениях. Результаты исследования социально-гигиенического информационно-экологического подхода, алгоритмы, коды и кодекс информационного поведения политика-конфликтолога методом организационного эксперимента применены в практической деятельности:

  • депутатской комиссии по межнациональным отношениям, связям с общественными объединениями и политическими партиями Краснодарского городского Совета народных депутатов (1990—1993);
  • Информационного центра «Лига Мира» (1996—2001); на развитие деятельности ИЦ «Лига Мира» Фондом Евразия дважды (1996, 1997) выделялись гранты;
  • Правления Центра национальных культур (1992—2002). Международное признание опыта Центра национальных культур (ЦНК), в том числе при длительном применении информационно-экологического подхода в области межнациональных отношений, обеспечено присвоением статуса ассоциированного члена Департамента Общественной Информации ООН (с 1995), коллективного члена Международной Академии Информатизации (с 1995), внесением ЦНК в каталог Совета Европы и ЮНЕСКО (1996), отдельной публикацией опыта ЦНК Конгрессом местных и региональных властей Европы Совета Европы (1999), внесением «информационной экологии» в регистрационную форму повестки дня Всемирной конференции ООН «Форум тысячелетия», в качестве одной из актуальных тем (2000).

На ежегодных заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН происходит формирование того глобального информационного пространства, от которого зависит инфосфера международных отношений, а значит, мир на планете Земля и здоровье человечества. Главы государств — членов ООН на Саммите Тысячелетия.

Кодекс эколого-гигиенического информационного поведения средств массовой информации и высших учебных заведений, журналистов и преподавателей.

...Там, где начинается свобода печати — свобода мысли кончается.
(Максимилиан Волошин).

Феодализм победили пушки. Современный строй погибнет от чернил.
(Наполеон Бонапарт).

Чтобы свобода мысли не закончилась или современный строй не погиб, очевидно, среди журналистов, писателей, а в XXI веке и среди электронных средств массовой информации, среди учителей и образовательных учреждений должны существовать определенные соблюдаемые договоренности по информационному поведению в обществе.

Следует отметить мнение Комиссии по правам человека ООН, содержащееся в докладе ее Верховного комиссара (Экономический и Социальный Совет ООН от 26 февраля 2001 г.). Любое решение об ограничении какого-либо права или свободы должно приниматься с большой осторожностью. Следует всегда помнить, что право на свободу мнений и их свободное выражение является ценнейшим основополагающим правом, и что обеспечить его сохранение будет, возможно, весьма трудно, ввиду частых требований его ограничения. Международный пакт о гражданских и политических правах лишь в крайних случаях допускает ограничение прав с целью сохранения характера демократического общества. Кроме того, любое ограничение права на свободное выражение мнений даже в контексте права, должно быть пропорционально закрепленным в Пакте правам или ценностям, защиту которых призвано обеспечить такое ограничение.

Разработка и внедрение кодекса информационного поведения в журналистике и деятельности средств массовой информации были предприняты на базе выявленных закономерностей информационной экологии. Подготовленное письмо «К вопросу эколого-гигиенического подхода в информационном поведении средств массовой информации» утверждено деканом факультета журналистики Кубанского государственного университета, информационные материалы и рекомендации внедрены в учебный и учебно-исследовательский процесс факультета, а также в производственную практику в следующих региональных средствах массовой информации: Государственной телерадиокомпании «Кубань», региональных редакциях изданий «Аргументы и факты — Краснодар», «Кубанские новости», «Кубань сегодня» (акт внедрения от 26.06.2000г.).

С целью более широкого внедрения информационно-экологического подхода в деятельности средств массовой информации опубликованы аналитическое обоснование и разработанный кодекс информационного поведения (К вопросу эколого-гигиенического кодекса информационного поведения средств массовой информации. Экология и развитие стран Балтийского региона. Доклады 5-й Международной конференции. — СПб: МАНЭБ, 2000. — С.143—146).

С целью развития стратегии эколого-гигиеничных информационных обменов целесообразна работа в перспективе по подготовке Кодекса Интернета (кодекса чести, этического кодекса, «Кодекс информационного поведения оператора Интернета»). Интересно, что в связи с фактами злоупотребления сетью Интернет и даже использования в незаконных целях (размещение детской порнографии, ненавистнических заявлений, использование сети расистскими группами для налаживания контактов и пропаганды своих идей) Комиссия по правам человека ООН рекомендует провайдерам сети саморегламентироваться, отмечает значение стратегии общественного порицания, приветствует и призывает пропагандировать и поощрять политику нетерпимости к расистской информации.

Источник: А.Л. Еремин. НООГЕНЕЗ И ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

к списку работ
Разработка
сайта
"Кубанская интернет-компания"
На сайте представлены опубликованные работы. Все права защищены © Еремин А.Л.
Ссылка на авторство обязательна.